«Утконос» Алексея Мордашова создаст сеть вендинговых аппаратов

Такой формат продажи товаров пока слабо развит у крупных ритейлеров
«Утконос» до 2013 г. развивал и офлайн-магазины, но из-за изменения бизнес-модели отказался от них
«Утконос» до 2013 г. развивал и офлайн-магазины, но из-за изменения бизнес-модели отказался от них / Евгений Разумный / Ведомости

Онлайн-гипермаркет «Утконос» будет продавать готовые блюда через микромаркеты (разновидность вендинговых аппаратов). Об этом «Ведомостям» сообщил его директор по развитию Михаил Часовников. Эту информацию подтвердил Глеб Харитонов, основатель компании Briskly, которая будет поставлять «Утконосу» оборудование. На первом этапе компания установит восемь таких автоматов: они появятся в бизнес-центрах и на территории жилых комплексов Москвы, говорит Часовников. По его словам, если эксперимент окажется успешным, «Утконос» готов увеличить сеть до 100 точек и более.

«Утконос» был основан Сергеем Разумовым в 2000 г. Сейчас онлайн-ритейлер принадлежит компании «Новый импульс – 50», которой владеет «Севергрупп» Алексея Мордашова. По данным Data Insight за 2020 г., он занимает 8-е место среди онлайн-магазинов с долей 5,8%. Продажи компании по итогам прошлого года составили 16,4 млрд руб., что на 66% больше, чем в 2019 г. При этом чистый убыток за этот период вырос на 34,3% до 3,9 млрд руб.

«Утконос» до 2013 г. развивал и офлайн-магазины, но из-за изменения бизнес-модели отказался от них.

В ассортименте микромаркетов будет представлено 30 наименований супов, вторых блюд и блинчиков. Средний чек обеда (суп и второе блюдо) составит 290 руб. Готовые продукты сейчас востребованы, объясняет интерес к новому проекту Часовников. По его словам, микромаркеты станут для компании дополнительным каналом продаж кулинарии под собственной торговой маркой (СТМ) «Пойду поем», которую сейчас можно купить онлайн. По данным Часовникова, в 2020 г. продажи СТМ выросли более чем в 3 раза. Он также добавляет, что кулинарию для «Утконоса» будет готовить компания «Славянская трапеза», которая специализируется на производстве готовых блюд. Представитель последней информацию о сотрудничестве с онлайн-ритейлером подтвердил, уточнив, что она уже работает по аналогичным проектам с другими ритейлерами, например с «Вкусвиллом».

После того как «Утконос» объединил закупки товаров с «Лентой» (также принадлежит Мордашову) в 2020 г., компания смогла добиться снижения цены приобретения продукции у поставщиков, поэтому у нее появилось больше возможностей для развития разных проектов, рассказывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он напоминает, что, так как у компании не было уникального ассортимента, она начала активно развивать СТМ, которые пользовались большим спросом у покупателей. В период пандемии коронавируса многие крупные ритейлеры перешли в онлайн и конкуренция за оперативную доставку товаров потребителям выросла, поэтому «Утконос» пересмотрел свою стратегию в пользу новых быстрых форматов – например, «Утконос мини» (предлагает доставку от 2 часов), постаматов для самовывоза, продолжает Бурмистров. Логично, что следующим шагом стали микромаркеты, резюмирует аналитик.

Формат продаж товаров через вендинговые аппараты пока слабо развит у крупных ритейлеров.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на данный момент микромаркеты есть только у двух игроков – «Вкусвилла» (200 точек) и «Азбуки вкуса» (8 точек). «Это направление только появилось в России в 2019 г., объясняет Борис Белоцерковский, президент Uvenco (крупнейший оператор вендинговой торговли). Впрочем, по его словам, сейчас многие компании заинтересовались открытием микромаркетов, которые занимают мало места, но предлагают широкий ассортимент товаров. Белоцерковский говорит, что этот рынок быстро растет. К примеру, Uvenco уже открыл 1000 таких точек и в дальнейшем планирует запустить еще «несколько тысяч» аппаратов, рассказывает он.

У «Азбуки вкуса» они стоят преимущественно в бизнес-центрах, говорит вице-президент ритейлера по электронной коммерции Дмитрий Лебедев. По его словам, раньше их ставили и в жилых комплексах, но после отмены режима самоизоляции спрос на товары в них снизился. У Х5 Group и «Магнита» микромаркетов пока нет, однако, по словам их представителей, «они могут появиться в перспективе». По крайней мере, «Магнит» уже начал тестировать формат мини-магазинов (сама компания называет их киосками) и намерен использовать в будущем вендинговые аппараты, говорит представитель компании, не уточняя детали.