СП «Газпрома» и немецкой Wintershall возобновило работу в Ливии

Добыча нефти на объекте в 2021 году может вырасти на 44%, ее себестоимость может находиться в диапазоне $1,5–2/барр.
Shawn Baldwin / Bloomberg via Getty Images
Shawn Baldwin / Bloomberg via Getty Images

WIAG, СП Gazprom EP International B.V и немецкой Wintershall Dea, возобновила добычу нефти в Ливии, сообщил корпоративному журналу «Газпрома» Сергей Туманов, управляющий директор Gazprom EP International (оперирует зарубежными проектами «Газпрома»). Актив простаивал 10 месяцев с начала 2020 г. из-за объявленного в стране форс-мажора, работа возобновилась только осенью.

По словам Туманова, текущий уровень добычи нефти на участках СП составляет порядка 43 000 барр. в сутки. В 2021 г. компания планирует нарастить производство до 62 000 барр. в сутки.

Запасы нефти в Ливии являются крупнейшими в Африке и входят в десятку крупнейших в мире. Но с 2011 г. на корпоративную деятельность в стране влияет сложная политическая ситуация. Большинство нефтяных месторождений и портов были закрыты с января 2020 г. по причине блокировки нефтяных объектов на фоне военных действий из-за противостояния между армией фельдмаршала Халифы Хафтара и признанным ООН правительством нацсогласия (ПНС) премьер-министра Фаиза Сараджа.

Остановка добычи на активе была вынужденной и связанной с ситуацией в Ливии, значительная часть экономики страны была парализована, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Поэтому, как только появилась техническая возможность, СП «Газпрома» и Wintershall Dea возобновило добычу на объекте, отмечает он.

По его мнению, у компании есть хороший потенциал роста. После реализации комплекса мероприятий по повышению отдачи и восстановлению добычной инфраструктуры эффективность работы на месторождении будет расти, говорит Бурмистров.

На данный момент прирост добычи на рабочих участках, разрабатываемых «Газпромом» и Wintershall Dea, постепенно увеличивается и уже превышает 50 000 барр. в сутки.

За время форс-мажора скважины на объектах были законсервированы, что помогло снизить потери, говорит аналитик по товарным рынкам «Открытие брокера» Оксана Лукичева. И хотя компания получила убыток, стоит учитывать, что прошлый год в целом был для рынка энергоносителей неблагоприятным.

Несмотря на непростую ситуации в стране, добыча нефти в Ливии однозначно выгодна, утверждает Лукичева. В среднем себестоимость ливийской нефти обходится в пределах $1,5–2 за баррель, дебит скважин обычно большой, а добычу можно осуществлять довольно долгое время фонтанным способом, причем в мягком климате, напоминает она. Кроме того, основной потребитель ливийской нефти – Европа – находится совсем близко, что также повышает ценность ливийских месторождений, заключает Лукичева.

WIAG является оператором двух участков (участок 91 и 107) на территории Ливии с 1966 г. За период деятельности компании в пределах участков открыто и введено в добычу девять нефтяных месторождений, крупнейшим из них является Ас-Сарах, расположенное в пределах контрактного участка 91.

По данным Wintershall Dea, убыток WIAG по итогам 2020 г. вырос более чем в 5 раз, до 26 млн евро, выручка в отчетности не указана. Компания не дает данных по каждому проекту, но в регионе Ближний Восток/Северная Африка производственные затраты по итогам 2020 г. выросли на 40% до 4,9 евро на баррель нефтяного эквивалента.

В октябре 2020 г. WIAG передала функции оператора разработки месторождений в бассейне Сирт на участках 91 и 107 вновь образованному СП с ливийской национальной нефтегазовой корпорацией NOC (National Oil Corporation) – компании Sarir Oil Operations B.V. (SOO).