«Газпром» отказался от создания экспортных газопроводов в Индию и Японию
Госмонополия сосредоточится на борьбе за рынки Европы и Китая, поясняют эксперты«Газпром» больше не рассматривает строительство газопровода в Индию, заявила на пресс-конференции 20 мая зампред правления монополии, глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.
По ее словам, маршрут оказался слишком капиталоемким, поэтому на этом направлении победила гибкая труба – т. е. поставки сжиженного природного газа (СПГ) по любому удобному маршруту. Она уточнила, что по итогам 2020 г. компания экспортировала в Индию около 1,8 млн т СПГ.
По словам Бурмистровой, компанией не рассматривается больше и проект строительства трубопровода в Японию, а спрос здесь также покрывается за счет СПГ. Объемы поставок топ-менеджер не назвала.
Сколько СПГ производит «Газпром»
Объемы реализации крупнотоннажного СПГ из торгового портфеля группы «Газпром» в 2020 г. на зарубежных рынках увеличились более чем вдвое и составили 7,44 млн т (около 10,9 млрд куб. м), из которых 49% пришлось на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, 37% – на Европу. Крупнейшим покупателем СПГ из портфеля группы «Газпром» в 2020 г. стала Индия, на данный рынок было поставлено 1,84 млн т СПГ (2,7 млрд куб. м).
У компании один уже действующий проект по крупнотоннажному производству СПГ – «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн т в год. Также «Газпром» совместно с «Русгаздобычей» строят крупный комплекс по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в Усть-Луге (Ленинградская обл.) мощностью 13 млн т, сдача планируется поэтапно в 2023–2024 гг. Также компания развивает малотоннажные СПГ-предприятия.
Поручение проработать все возможные варианты выхода на индийский рынок газа в декабре 2014 г. давал президент РФ Владимир Путин. В 2016 г. «Газпром» сообщал, что изучает различные маршруты поставок трубопроводного газа из России и других стран в Индию совместно с госкомпанией Engineers India Ltd.
В ноябре 2017 г. «Газпром» и иранская NIOC подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере реализации проекта строительства морского газопровода Иран – Пакистан – Индия, а в 2019 г. договорились о проведении ТЭО. Проект предполагал строительство трубы длиной 2135 км (1200 км – иранский участок) мощностью до 22 млрд куб. м в год с возможностью дальнейшего увеличения, сообщало индийское правительство. Позднее, в июне 2019 г., тогдашний министр энергетики Александр Новак называл проект газопровода в Индию через Иран и Пакистан «достаточно интересным» и отмечал, что он может быть реализован.
По словам директора по исследованиям Vygon Consulting Марии Беловой, в случае с Индией тянуть трубу через Гималаи очень дорого. Как писали «Ведомости», стоимость проекта оценивалась в $7,5 млрд. «Его строительство – это фантастический сценарий. На пути газопровода как минимум 3000 км по Центральной Азии и Афганистану уже от российской границы», – добавляет аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов.
В отношении Японии ситуация менее однозначная, поскольку в 1990-е гг. в рамках проекта «Сахалин-1» (реализуется на шельфе Сахалина консорциумом в составе «Роснефти», американской ExxonMobil, индийской ONGC и японской Sodeco) именно трубопроводный вариант экспорта газа рассматривался как базовый, добавляет Белова. Ранее сообщалось, что он оценивается в $6,7 млрд.
Но развитие проекта, по словам Беловой, тормозил политический фактор, связанный с нерешенным вопросом статуса Курильских островов. «Еще более важно, что изначально Япония построила свою систему обеспечения газом на основе СПГ и все центры его потребления расположены близко к портам», – добавляет она.
Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин добавляет, что и Индия, и Япония всегда являлись ключевыми импортерами СПГ. При этом Япония, которая долгое время оставалась мировым лидером по объемам спроса на СПГ, сейчас демонстрирует постепенное снижение потребления, а Индия, наоборот, рост. По данным Альфа-банка, в 2020 г. Индия потребила 25 млн т СПГ, Япония – около 74 млн т.
Согласно данным Форума стран – экспортеров газа, в 2019 г. глобальное потребление газа (включая СПГ) в мире составило около 4 трлн куб. м. По словам Беловой, в прошлом году доля СПГ на мировом рынке превысила 50%, хотя еще 10 лет назад она составляла лишь 30%. «Дальнейшие темпы роста доли СПГ будут связаны скорее не с вытеснением существующих трубопроводных поставок, а именно с ростом спроса на СПГ, прежде всего, за счет новых стран-потребителей и новых сегментов, таких как бункеровка судов сжиженным газом», – сказала она.
По оценкам Капитонова, в Японии спрос на газ в ближайшие пять лет составит 100–105 млрд куб. м в год, после чего начнет снижение до уровня ниже 100 млрд куб. м в год (для сравнения: в 2012 г. он превышал 130 млрд куб. м). Индия же будет наращивать потребление с текущих 65 млрд до 90–100 млрд куб. м при сохранении существующей инфраструктуры к 2030 г. (при активном строительстве газопроводов оно может достигнуть 130–140 млрд куб. м).
Белова отмечает, что поставки сжиженного газа в Японию и Индию «Газпром» осуществляет не только из России в рамках проектов «Сахалин-2» (доля компании – 50% плюс 1 акция) и «Ямал СПГ» (принадлежит «Новатэку»), у которого «Газпром» покупает газ для перепродажи, но также и с внешнего рынка через дочернюю структуру «Газпром маркетинг энд трейдинг». Поэтому проблем с тем, чтобы нарастить в случае необходимости объемы поставок в Индию и Японию, по ее мнению, у компании не возникнет.
Блохин также подчеркивает, что сейчас «Газпрому» гораздо важнее сохранить свои позиции на европейском рынке на фоне декарбонизации и расширить присутствие в Китае. С учетом того что Европа стремится к достижению углеродной нейтральности (нулевым выбросам CO2) к 2050 г., по мнению аналитика, компании придется нарастить инвестиции в проекты, ориентированные как на ключевой для нее европейский рынок (в том числе водородные), так и на растущий китайский рынок, что предполагает отсутствие свободных средств для менее перспективных направлений.