Российский рынок одежды оправляется от пандемии
Отечественные компании планируют увеличить производство на 30%Российские производители одежды, по данным генерального директора консалтинговой компании Y Consulting Дарьи Ядерной, намерены в этом году существенно увеличить производство товаров. Она объясняет это увеличением спроса на отечественную продукцию. Конкретные цифры Ядерная не называет. Намерение увеличить рост производства одежды примерно на 30% «Ведомостям» подтвердили крупнейшие российские компании Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree, Love republic и Sela), «Спортмастер», «Снежная королева» и проч.
В прошлом году игроки рынка одежды из-за падения спроса на фоне пандемии коронавируса были вынуждены снизить производство товаров на 25–30%. Примерно на столько же, по данным Fashion Consulting Group (FCG), упали и продажи (до 1,07 трлн руб.). Основной удар пришелся на продукцию в среднеценовом сегменте, там падение составило до 50%. Чуть меньше пострадал низкоценовой сегмент, который занимает почти 2/3 российского рынка, тут продажи сократились на 10–30% в зависимости от компаний. А вот люксовый сегмент оказался менее восприимчивым к кризису: он потерял лишь 10–15% по сравнению с 2019 г.
Соответственно, в 2021 г. по производству одежды компании должны выйти на уровень позапрошлого года, отмечает коммерческий директор «Снежной королевы» Елена Кадыкова. По ее словам, этот производитель уже зарезервировал на фабриках, где отшивают его коллекции, дополнительные мощности под заказы, «так как компания рассчитывает на благоприятную ситуацию на рынке, при которой ее продукция будет востребована».
«Мы видим, что в этом году спрос на одежду растет, поэтому мы приняли решение увеличить тиражи осенью, в целом рост производства у нас в этом году составит 30%», – добавляет гендиректор I AM Studio Олег Воронин. По данным аналитического ресурса «Чек индекс», продажи одежды в России в I квартале 2021 г. выросли на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, это все равно на 3% ниже, чем в 2019 г. Рост продаж в этом году подтверждают и производители. Так, оборот «Снежной королевы», по собственным данным, за первые три месяца 2021 г. увеличился на 10%, а в натуральном выражении рост составил 24%.
По данным FCG, активное развитие онлайн-продаж через собственные интернет-магазины и маркетплейсы у многих игроков рынка началось еще в 2020 г. Рост продаж в интернете в России в прошлом году составил 26,4%, при этом одежда была самой продаваемой категорией, на нее пришлось около 60%. Однако теперь к этому прибавился и рост спроса в офлайн-магазинах, этот сегмент заметно просел весной и летом прошлого года, а к концу 2020 г. он восстановиться еще не успел. По словам представителя Melon Fashion Group, компания намерена до конца года открыть несколько новых магазинов, а также ввести новые форматы. К примеру, Befree запускает формат-тысячник – fashion-гипермаркет с одеждой бренда на 1000 кв. м. Представитель «Спортмастера» также говорит, что в этом году компания откроет 21 новый магазин.
Росту спроса на отечественную одежду способствовало и существенное подорожание иностранных брендов, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Так, по словам Воронина, цены на зарубежные товары во время пандемии выросли не менее чем на 25%, это очень много для многих покупателей, которые сейчас особенно заинтересованы в том, чтобы приобретать вещи с более низкой стоимостью. Он также отмечает, что в отличие от иностранных брендов российские производители в этом году цены практически не поднимали.
То, что покупатели импортной одежды стали больше обращать внимание на отечественные марки, заметила и гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, во время пандемии местные ритейлеры стали замещать иностранных поставщиков на российских. «Этот тренд весьма нагляден в работе крупнейших маркетплейсов – так, по итогам 2020 г. число отечественных поставщиков торговых марок у Wildberries увеличилось на 52%», – говорит она.
Сама компания это подтверждает. Продажи одежды в 2020 г. выросли на 45% до 217,8 млрд руб., из них 88,1 млрд пришлось на российских производителей, говорит директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко. Однако в этом году, по его словам, российские компании существенно увеличили активность: за январь – апрель продажи у них выросли на 73% в денежном выражении и на 71% – в натуральном год к году. Для сравнения: этот показатель у иностранных брендов увеличился лишь на 17% в деньгах и на 32% в штуках. Это связано с удачным соотношением цены и качества на российские товары и ростом конкурентоспособности местной продукции, отмечает представитель Wildberries.