Россия может собрать один из самых высоких в истории урожаев зерна

Она также останется лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок
Валерий Матыцин / ТАСС

Минсельхоз США (USDA) опубликовал прогноз урожая зерновых в 2021 г. России, по мнению ведомства, в этом году удастся собрать 126,5 млн т, из которых 85 млн т пшеницы и 41,5 млн т фуражного зерна. Это очень высокая и оптимистичная оценка, считает гендиректор аналитической компании «Прозерно» Владимир Петриченко.

Он напоминает, что американская методика расчета отличается от российской: у нас дополнительно учитывают Крым (прогноз урожая там в этом году – 1,7 млн т), а также зернобобовые и гречиху (это еще 4–5 млн т). С учетом этого урожай может быть сопоставим с прошлогодним, который был вторым в истории и составил 133,5 млн т, рассуждает эксперт.

Свой прогноз USDA объясняет увеличением в России площадей под озимую пшеницу. Они и правда выросли – под урожай 2021 г. оценочно на 600 000 га (на 2020 г. они составляли 16,9 млн га, согласно Росстату. – «Ведомости»), говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Но, по его словам, оценка USDA не учитывает реального состояния озимых, которые сильно пострадали.

К примеру, в Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Волгоградской областях из-за непогоды потеряны «десятки процентов посевов», напоминает эксперт. С этим согласен и Петриченко: сначала они пострадали из-за засушливой осени, а весной находились под ледяной коркой. Из отчета USDA следует, что гибель озимой пшеницы составила всего 2%, что ошибочно, говорит Петриченко. Исходя из этого оценки российских аналитиков скромнее. К примеру, ИКАР снизил прогноз урожая на 1% до 127 млн т. «Русагротранс», напротив, повысил его примерно на 2% до 128 млн т.

Это связано с тем, что состояние озимых в южных регионах в последнее время улучшилось, что позволило большей части посевов там восстановиться после засушливой осени, говорит руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. Похожие цифры у аналитических компаний «Совэкон» и «Прозерно» – 128,4 млн и 125,4 млн т соответственно, уточнили их представители. Российский Минсельхоз от прогнозов воздержался.

В этом году из-за благоприятных погодных условий действительно ожидается хороший урожай в южных регионах, говорит Рылько. Но, по его словам, уборка может задержаться и в итоге прийтись на летнюю жару, что приведет к сокращению урожая. Кроме того, реальные переходящие запасы, по мнению Рылько, к концу сезона будут, скорее всего, ниже официальной статистики.

Прогноз обвалит цены

Прогноз USDA по урожаю выглядит оптимистичным не только для России, но и для некоторых ее конкурентов – Австралии (27 млн т), Украины (29 млн т) и т. д., говорит Петриченко. Также он удивлен высоким прогнозом производства кукурузы в Бразилии (102 млн т в текущем сезоне), хотя в этой стране серьезный неурожай этой культуры, из-за которого взлетели цены не только на нее, но и на пшеницу. Например, экспортная цена российской пшеницы на 7 мая выросла на 13% по сравнению с показателем месяцем ранее до $276. У конкурентов (США и Франции) цены еще выше. Столь оптимистичный прогноз американского ведомства может привести к обвалу мировых цен на основные культуры, считает он.

Россия в сезоне 2021/22 (длится с июля по июнь) останется крупнейшим экспортером пшеницы в мире пятый сезон подряд, пишет USDA: она поставит на мировой рынок 40 млн т этой культуры. Эта цифра тоже завышена, вероятно, из-за высоких ожиданий урожая, считает директор «Совэкона» Андрей Сизов. Он оценивает экспорт этой культуры в 33–35 млн т. Оценка ИКАРа – более 38 млн т, «Русагротранса» – 40 млн т.

Россия в последнее время вводила различные ограничения для снижения внутренних цен. Так, допустимый вывоз в период с 15 февраля по 30 июня 2021 г. ограничен квотой в 17,5 млн т. До 2 июня на поставки в рамках этого объема действует ставка пошлины в размере 50 евро за 1 т, кукурузы и ячменя – 25 и 10 евро соответственно. Со 2 июня Россия вводит плавающую вывозную пошлину: она рассчитывается как 70% от разницы между индикативной и базовой ценой (равной $200 – для пшеницы, $185 – для ячменя или кукурузы).

Это будет негативно влиять на экспортный потенциал, считает Рылько. По оперативным данным Минсельхоза, в текущем сельскохозяйственном году на экспорт отправлено 44,7 млн т зерна, что на 7,9% выше, чем за аналогичный период прошлого сезона. Без ограничений этот показатель был бы выше, считает Рылько. Экспорт в апреле и мае из-за ограничений сильно замедлился по сравнению с аналогичными периодами прошлого года, согласен председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Однако в июне он снова может оживиться, так как расчетные ставки пошлины на пшеницу могут быть меньше 50 евро за 1 т, говорит он.