Убытки пассажирских авиакомпаний РФ в 2020 году составили почти 200 млрд рублей
Перевозчики вновь просят господдержки для избежания банкротствОперационные убытки авиакомпаний подсчитали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Совокупные убытки всех пассажирских и грузовых авиакомпаний за прошлый год оказались меньше – 132,9 млрд руб.
«2020 год характеризовался снижением практически всех показателей деятельности авиакомпаний, за исключением грузовых перевозок. Объем перевезенных грузов и почты за год увеличился на 2,3%», – рассказал на общем собрании АЭВТ президент этой организации Владимир Тасун. За прошлый год авиакомпании перевезли 69,2 млн пассажиров, снижение составило 46% к 2019 г.
Такие убытки стали рекордными для отрасли за всю новейшую историю страны, утверждают в АЭВТ. Например, 2018 г. компании закончили с убытком только в 50 млрд руб., а 2019 г. – в 40 млрд руб.
По прогнозу ассоциации, в 2021 г. пассажиропоток авиакомпаний вырастет на 15% к 2020 г. – до 80 млн человек. Но это будет все еще на 38% ниже, чем в 2019 г. Притом 70 млн (из 80 млн) придется на рейсы по России. А пассажиропоток на международных рейсах в 2021 г. продолжит снижаться и окажется на 30% ниже к 2020 г. – с 13 млн человек до 9 млн человек. «Половина пассажиропотока на международке в прошлом году была перевезена в первые два месяца года, еще до начала спада перевозок», – объясняют в АЭВТ. Восстановления авиатрафика до докризисного уровня в ассоциации ожидают не ранее 2023 г.
Финансово-экономическое состояние авиакомпаний продолжит ухудшаться – из-за низкого потребительского спроса и сохранения ограничений на международное воздушное сообщение, указывают в АЭВТ. Кроме того, продолжает дорожать авиатопливо – цены на керосин, по данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, в марте 2021 г. вернулись на доковидный уровень (45 000 руб./1 т). Поэтому риск банкротства участников рынка остается очень высоким, предупреждают в ассоциации.
На поддержку российских авиакомпаний в 2020 г. был выделен 21 млрд руб., причем 8 млрд из них досталось национальному перевозчику – группе «Аэрофлот», но не включая «Победу». В АЭВТ входят 23 авиакомпании, выполняющие 99% всех пассажирских перевозок в России, ни одна из них не обанкротилась в ушедшем году (всего, по данным Росавиации, на март 2021 г. в России зарегистрировано 111 авиакомпаний, выполняющих коммерческие перевозки).
В январе 2021 г. АЭВТ направляла письмо в Минтранс с предложениями выделить 53 млрд руб. из федерального бюджета на компенсацию расходов авиакомпаний в декабре 2020 г. – июне 2021 г. Были также предложены 23 меры для поддержки отрасли, включая послабления по налоговым и страховым платежам, введение налогового вычета по НДФЛ на авиаперелеты и ряд других мер.
«Минфин ответил на все предложения ассоциации отпиской – бюджетом на 2021 г. такая помощь не предусмотрена», – сообщил Тасун. «Ведомости» направили запрос в министерство. В Минтрансе и Росавиации отказались комментировать вопрос проработки мер поддержки для авиакомпаний. 20 апреля Минтранс сообщал, что готовит проект компенсаций авиаперевозчикам в связи с почти полным закрытием рейсов в Турцию (с 15 апреля до 1 июня).
«Работы много, ситуация по-прежнему остается тяжелой», – рассказал на собрании АЭВТ гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов. Он добавил, что на закрытые турецкие направления компания планировала поставить восемь самолетов и теперь пытается найти им применение на рейсах внутри страны.
Эксперты затрудняются оценить объем необходимой авиакомпаниям поддержки. Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что необходимо доработать и саму схему выплат – кому, сколько и когда компенсировать: «Весной – летом 2020 г. многие авиакомпании просто не могли выбрать уже выделенные деньги, потому что механизм субсидирования был плохо просчитан». Эксперт считает, что и в этом году некоторые авиакомпании получат убыток от основной деятельности по итогам года.