«Дочка» «Газпрома» впервые откроет метановые заправки по франшизе

Партнеры нужны компании для выполнения амбициозного плана по расширению сети АГНКС
Растущая популярность метана связана с его дешевизной в сравнении с бензином и дизелем
Растущая популярность метана связана с его дешевизной в сравнении с бензином и дизелем / Андрей Гордеев / Ведомости

«Газпром газомоторное топливо» («дочка» «Газпрома») летом 2021 г. планирует открыть первые автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) по франшизе. Сегодня идут финальные согласования условий договоров с тремя партнерами, говорят источники «Ведомостей», знакомые с планами компании.

Первые франчайзинговые АГНКС под брендом «Газпрома» появятся в Татарстане и Краснодарском крае. До конца года планируется запустить не менее семи станций, в том числе и в других регионах страны, утверждают собеседники. Оплата франшизы будет состоять из двух частей: постоянной (ежегодный платеж в размере 300 000 руб.) и переменной – 7% от выручки, следует из информации на сайте «Газпром газомоторного топлива».

В компании «Ведомостям» подтвердили планы по открытию АГНКС по франшизе, но не раскрыли подробностей. «Мы вернемся с дополнительными деталями, как только все будет окончательно утверждено», – добавил представитель компании.

«Газпром газомоторное топливо» сегодня оперирует сетью из 294 заправок для транспорта на компримированном, т. е. сжатом, природном газе (КПГ). За последние пять лет розничная сеть компании приросла на 130 заправок, т. е. в среднем открывалось менее 30 АГНКС ежегодно. Планы на ближайшие два года куда более амбициозны: по словам близкого к компании источника, речь идет об открытии порядка 200 АГНКС. Всего в России сегодня функционирует около 550 газовых автозаправочных станций, в том числе порядка 200 принадлежит независимым частным операторам.

Как писали «Ведомости», в прошлом году потребление газомоторного топлива (ГМТ) в РФ выросло на 10% до 1,1 млрд куб. м на фоне снижения заправки традиционными видами топлива – бензином (-5,6% до 32,8 млн т) и дизелем (-6,7% до 35,5 млн т). По данным Vygon Consulting, за последние семь лет оно как минимум удвоилось: потребление ГМТ в 2014 г. составило всего 465 млн куб. м.

Растущая популярность метана связана с его дешевизной в сравнении с бензином и дизелем. Затраты автомобилиста на топливо снижаются на 45–50%, говорит Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза (НТС; объединяет не принадлежащие нефтегазовым компаниям АЗС).

Государство также стимулирует перевод автотехники на газ. В частности, весной 2020 г. была запущена новая госпрограмма до 2024 г. на 19,3 млрд руб., предусматривающая возврат автовладельцу 60% затрат на установку газобаллонного оборудования (еще 30% компенсирует «Газпром» из собственных средств). По ее итогам потребление ГМТ должно увеличиться до 2,7 млрд куб. м в год, количество автотранспорта на газе – вырасти до 200 000 единиц со 155 000 в 2020 г., а число АГНКС в стране достигнуть 1273.

Газомоторный рынок активно растет, увеличивается число независимых игроков, поэтому «Газпром газомоторное топливо» видит перспективы расширения сети не только за счет стройки новых газозаправочных станций, но и через привлечение франчайзи (покупателей франшизы), говорит один из собеседников «Ведомостей». Это позволит сократить капвложения, не снижая темпов расширения сети, поясняет он. Компания, по его словам, в перспективе намерена выйти на темп в 15–20 АГНКС по франшизе ежегодно.

Средняя стоимость строительства АГНКС, по оценкам Vygon Consulting, составляет порядка 160 млн руб. При этом до 40 млн руб. капвложений при строительстве газовой заправки субсидируется государством. Таким образом, каждая станция, возведенная в рамках франчайзинга, позволит «Газпром газомоторному топливу» сократить затраты примерно на 120 млн руб., подсчитал аналитик Vygon Consulting Иван Тимонин.

Распространение ГМТ в стране, по словам Гусева из НТС, тормозится именно из-за недостатка АГНКС в городах и почти полного их отсутствия на крупных трассах. Газозаправочных станций в 50 раз меньше, чем обычных, подтверждает Тимонин. «Именно это удерживает большинство потенциальных потребителей от перехода на метан, что, в свою очередь, ограничивает возможные темпы роста рынка ГМТ в целом», – говорит аналитик. И добавляет, что «дочка» «Газпрома» заинтересована в максимально быстром расширении сети, а привлечение новых партнеров через франчайзинг может этому поспособствовать.

Но Гусев опасается, что привлечь владельцев независимых газовых заправок будет нелегко: «Франшиза не принесет собственникам АГНКС глобальных преимуществ. В случае с бензином и дизелем привычка заправляться на «брендовых» АЗС связана с убеждением, что на таких заправках гарантировано качество. Но на АГНКС газ закачивается из единой трубы «Газпрома», поэтому и качество топлива у всех одинаковое». Единственное преимущество, по его мнению, это появление сервисных нетопливных услуг, вроде скидочных карт и других инструментов лояльности.