«Балтика» призывает ужесточить контроль за разливным пивом

Это может привести к закрытию специализированных магазинов, опасаются эксперты
По данным «Опоры России», на магазины разливного пива приходится 9% продаж напитка в стране
По данным «Опоры России», на магазины разливного пива приходится 9% продаж напитка в стране / Максим Стулов / Ведомости

Закон о регулировании алкогольного рынка может пополниться отдельным понятием «розничная продажа в розлив алкогольной продукции». Это следует из проекта поправок, который сейчас находится на рассмотрении в Минпромторге («Ведомости» ознакомились с копией документа). Такая формулировка создаст основу для дальнейшего регулирования магазинов разливного пива – этот сегмент меньше всего контролируется государством, но при этом активно растет, указано в пояснительной записке. Там же сказано, что именно в нем сосредоточены основные нарушители: они не отражают отгрузки в ЕГАИC, не платят акцизы и т. д.

Поправки предложила пивоваренная компания «Балтика» (часть Carlsberg Group), она направила их депутату Госдумы Александру Хинштейну, знают сотрудники двух пивных компаний. Хинштейн «Ведомостям» эту информацию подтвердил.

Он, в свою очередь, направил инициативу для оценки в Минпромторг и профильный комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. «Балтика» обсуждала с депутатом возможные меры контроля за неучтенным оборотом пива, и в частности разливного, уточнила старший директор по работе с органами государственной власти компании Ирина Федорова. Минпромторг пока вырабатывает позицию на этот счет, Минфин с инициативой еще не знаком, говорят их представители.

На пивном рынке нет контрафакта, но есть проблема продажи неучтенной продукции – ее доля может составлять 5–7% в зависимости от региона, говорит Федорова, ссылаясь на данные Минпромторга. Причем основная часть нелегального рынка приходится как раз на канал разливного пива: до 70% такой продукции может продаваться без учета в ЕГАИС. А в схемах неучтенного производства и оборота могут быть задействованы более 80% предприятий по производству и продаже этого напитка в кегах, продолжает она, указывая на данные Центра развития потребительского рынка «Сколково». Кроме того, по ее словам, именно в этом канале возникла проблема так называемых наливаек – магазинов, маскирующихся под общепит для торговли по ночам.

7%

на столько – до 11 171 – выросло число магазинов разливного пива в городах-миллионниках на 1 марта 2021 г., по данным 2ГИС

Конечная цель этой инициативы – добиться для магазинов разливного пива максимальных ограничений вплоть до запрета, считают два пивовара, знакомые с обращением. «Балтика» лишь выступает за честную конкуренцию, возражает Федорова, она продает пиво как в бутылках и банках, так и в кегах с соблюдением всех требований. Создание правового поля, по ее словам, позволит вывести часть рынка из тени.

Идею «Балтики» поддерживают другие транснациональные компании. Сегмент магазинов разливного пива специфический, у него нет аналогов в развитых странах Европы и мира, поэтому нужно понять принципы его работы и ценообразования на нем, чтобы исключить возможные злоупотребления, говорит Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes. Этому сегменту рынка нужны дополнительные меры контроля, согласен Алексей Воробьев, директор по корпоративным отношениям Heineken в России.

Сколько зарабатывают нарушители

По данным РАР, нелегальные производства и продажа в последние годы выявлялись в Минеральных Водах, Новосибирске, Владикавказе, Мытищах, Химках и других городах. Речь идет о полноценных заводах от трех до восьми линий розлива на каждом. Мощность таких заводов составляет от 15 000 до 30 000 дал нелегальной пивоваренной продукции в сутки. Это эквивалентно 4–5 млн руб. ежедневного незаконного дохода для организаторов такой деятельности, уточнил представитель службы.

По данным «Опоры России», на магазины разливного пива приходится 9% продаж напитка в стране. Число точек в зависимости от сезона составляет 110 000–120 000. Это основной канал продаж крафтового пива, говорит член президиума организации Алексей Небольсин. При этом он отмечает, что продукции транснациональных компаний там практически нет. Однако мнение, что именно в этом сегменте рынка сосредоточены нарушители, Небольсин считает ошибочным: по данным «Опоры России», в 2020 г. контролирующими органами изъято в 5 раз больше пива в бутылках, чем в кегах. Контроль за этим сегментом такой же, как и за всем рынком пива: данные об отгрузках вносятся в ЕГАИС, напоминает Небольсин. Предложения «Балтики» он считает «враждебным шагом и актом недобросовестной конкуренции» по отношению к другим участникам рынка.

По данным Росалкогольрегулирования (РАР), в 2020 г. из незаконного оборота изъято 3,9 млн л пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. По подсчетам Небольсина, это соответствует примерно 0,05% рынка. Представитель РАР согласен, что необходимо усиливать контроль за пивным рынком. Однако он напоминает, что другие меры для этого уже были предложены и раньше. Например, в прошлом году вступил в силу так называемый закон о наливайках – он ввел запрет на торговлю спиртным в кафе площадью меньше 20 кв. м в многоквартирных домах, а власти регионов получили право увеличить эту цифру и даже полностью запрещать продажу алкоголя на первых этажах. Кроме того, прошло первое чтение законопроекта о введении государственного реестра пивоваров. Согласно ему, легальными будут признаваться только компании, входящие в этот реестр, говорит представитель РАР. Небольсин также напоминает, что вскоре государство сможет контролировать розничные продажи пива через ЕГАИС, законопроект об этом сейчас также рассматривается в Госдуме во втором чтении. Это решит вопрос с недостаточной прослеживаемостью всей цепочки продажи пива, считает он. Проблему с наливайками тоже можно считать уже решенной, уверяет Хинштейн, который был автором законопроекта об ограничении их работы.