Coca-Cola начала производство биодобавок в России
Это новое направление бизнеса американской компанииCoca-Cola в России начала производство биологически активных добавок (БАД) под брендом BotanIQ, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Это напитки и капли с разными полезными функциями: например, комплекс c биотином и коллагеном для волос и ногтей, с инулином и биотином для поддержания работы кишечника, c витаминами В6, В12, D3, фолиевой кислотой и имбирем для иммунной системы и др. Компания уже договорилась о поставках этой продукции в «Азбуку вкуса» и онлайн-магазин 4fresh. Их представители эту информацию подтвердили. Представитель Coca-Cola добавляет, что компания также рассматривает в будущем возможность сотрудничества по БАДам и с аптеками.
Производство напитка BotanIQ находится в Испании на площадке одного из партнеров Coca-Cola HBC, а капли выпускаются в России в партнерстве с предприятием «Лаборатория современного здоровья» в Новосибирской области. Представитель Coca-Cola уверяет, что для российского рынка это совершенно новая категория на стыке биодобавок и функциональных напитков, разработанная специалистами входящего в группу производителя соков «Мултон» с привлечением экспертов в области нутрициологии, диетологии и фармации. При этом зарегистрирован BotanIQ именно как БАД, следует из информации на упаковке. Этой категории у Coca-Cola пока нет ни в России, ни в других странах. Если проект окажется удачным, то компания будет готова расширить число ритейлеров-партнеров и начать экспорт, говорит собеседник «Ведомостей».
Coca-Cola – крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков с выручкой $33 млрд в 2020 г. В числе ее продуктов газировка Coca-Cola, Sprite, Fanta, вода Bonaqua, соки Rich, «Добрый», «Моя семья» и др. В прошлом году компания начала продажу в России зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee.
Интерес к новой категории связан с тем, что у потребителей растет спрос на продукты для сбалансированного рациона, объясняет представитель компании. Также, по его словам, он соответствует стратегии компании, которая стремится быть универсальным производителем и поставщиком продуктов.
Чаще всего добавки выпускаются в виде таблеток, капсул, а жидкие формы пока наиболее свободная ниша, поэтому момент для выхода на рынок удачный, говорит Александр Жестков, исполнительный директор Союза производителей БАД. Хотя новые функциональные напитки (обогащенные витаминами и минералами), по его словам, периодически появляются – как российские, так и импортные. Капли BotanIQ объемом 30 мл (их хватает примерно на 15 дней. – «Ведомости») обойдутся в 555 руб. за упаковку, напиток объемом 100 мл – в 175 руб. (дневная доза), уточнил представитель онлайн-магазина 4fresh. Добавки стоимостью от 500 руб. за упаковку относятся к высокому ценовому сегменту, указывает Жестков.
По его словам, рынок биодобавок высококонкурентный и в аптеки попасть сложно из-за ограниченного места на полке. Впрочем, государство упростило оборот БАДов: с начала 2021 г. снят запрет на продажу биодобавок в обычной рознице, а также онлайн. До этого их можно было купить лишь в аптеках и специализированных магазинах. Новые правила дадут доступ к ним гораздо большему числу потребителей, а значит, можно рассчитывать на хорошие продажи, рассуждает Жестков.
По итогам 2020 г. аптечные продажи биодобавок составили в денежном выражении 74,1 млрд руб. (+17,1% относительно 2019 г.), а в натуральном – 321,8 млн упаковок (-1,2%), согласно данным DSM Group. Это говорит о том, что состоятельная аудитория переключается на более дорогостоящие БАДы, сказала директор по коммуникациям «Эвалара» Екатерина Беляева. По ее словам, именно дорогие добавки демонстрируют наиболее ощутимый рост (+30,1% в деньгах, +31,1% в упаковках), тогда как дешевые теряют долю. Кроме того, в 2020 г. росту рынка помогала и пандемия коронавируса: востребованными стали препараты для повышения иммунитета, отмечает Беляева.
Производители напитков постоянно осваивают новые категории, говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. Это, по его словам, помогает делать бизнес более устойчивым: если газировка и вода – сезонные продукты, то растительные альтернативы молоку или функциональные напитки употребляют круглый год. Например, в 2018 г. Coca-Cola начала продавать в России растительный аналог молока на основе сои, миндаля, риса и кокоса под брендом Adez, а в 2019 г. – энергетический напиток Coca-Cola Energy. А у компании «Аквалайф» (бренд «Напитки из Черноголовки») появились снеки, сладости и другие продукты. Пандемийный 2020 год показал важность диверсификации бизнеса: сократились продажи некоторых видов напитков из-за ограничений, так как люди не ходили в офисы и рестораны, резюмирует Новиков.