Выгодоприобретатели спорят о новой площадке для порта Петербурга
Участники порта в Лавне предлагают переехать к нимВ конце марта РБК писал, что совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев с партнерами предложили президенту Владимиру Путину перевести Большой порт из Петербурга в Усть-Лугу, почти за 120 км от города, а на его месте построить 4,8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и объектов социальной инфраструктуры и культуры. Проект Бокарев оценил в 440 млрд руб.
Участки порта находятся в основном в городской и федеральной собственности, но сданы в аренду компаниям, ведущим деятельность в порту (стивидорам). Среди них – «Петербургский нефтяной терминал» Михаила Скигина, а также структуры Global Ports и Первой портовой компании Владимира Лисина.
При этом сам Бокарев владеет 48,99% нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга ойл» в одноименном порту, а Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), совладельцем которой является бизнесмен, управляет здесь терминалом «Ростерминалуголь».
«Рано или поздно Санкт-Петербург заберет себе участок, на котором сейчас находится Большой порт, потому что он востребован и нужен. Эти мощности будут перемещаться в Усть-Лугу. Ровно так же они могут перемещаться в «Лавну», – заявил позднее на закрытой встрече со СМИ экс-глава Минтранса РФ, гендиректор Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих. Минтранс РФ и Global Ports отказались комментировать данную инициативу. Связаться со структурами Михаила Скигина и Владимира Лисина «Ведомостям» не удалось.
Петербург vs. Усть-Луга
«Большой порт Санкт-Петербург» находится в устье Невы в городской черте Петербурга, общая площадь его причальной линии составляет 31 км. Он является одним из крупнейших портов Северо-Запада России – оборот, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за 2020 г. составил почти 60 млн т. Основной объем принесли перевалка контейнеров (26,6 млн т), нефтепродуктов (11,4 млн т) и минудобрений (7,1 млн т).
Усть-Луга, по данным АСОП, на сегодня является вторым по грузообороту портом в России после Новороссийска. За 2020 г. в порту было перевалено 102,6 млн т грузов (-1,2% к 2019 г.), основная специализация – уголь, контейнеры, нефтепродукты.
Примечательно, что ГТЛК является миноритарным (5%) участником консорциума инвесторов в проект морского угольного порта «Лавна» в 1400 км от Петербурга на Кольском полуострове. В строительстве «Лавны» также принимают участие «Бизнесглобус», действующий в интересах Андрея Бокарева (30%), Центр развития портовой инфраструктуры (30%), «СДС-уголь» (25%) и «РЖД-инфраструктурные проекты» (10%). Предполагается, что в 2023 г. порт выйдет на грузопоток в 18 млн т, а окупаемость будет обеспечена контрактами по схеме «бери или плати». Но, по данным «Коммерсанта» на конец 2020 г., основные грузоотправители так и не подписали обязывающие соглашения о загрузке терминала, а в начале апреля 2021 г. газета выяснила, что стоимость строительства порта выросла в полтора раза до 36,2 млрд руб.
«Пандемия существенным образом повлияла на темпы реализации проекта, фактически приостановила его. Несмотря на всю сложность координации действий всех участников проекта, в конце 2020 г. совместно с коллегами по железнодорожной части мы вышли на подписание дорожной карты о синхронизации сроков ввода по нашим объектам в 2023 г.», – рассказал журналистам замглавы ГТЛК Михаил Кадочников.
«Мы смотрим на этот проект не только как на угольный порт, а как на порт, который имеет контейнерные терминалы и универсальные перегрузочные комплексы. Это будет самый короткий путь в Европу, а также его можно будет использовать для движения по Северному морскому пути. Глубоководный, незамерзающий, самый северный. Вполне возможно, что по ставкам на перевалку он будет конкурировать с современными портами, ориентированными на экспорт, и мы сможем на этом зарабатывать», – объясняет Дитрих.
«Фактически речь идет о строительстве новых мощностей – какое-то оборудование там можно перенести, но не более», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По оценке аналитика, дополнительные вложения в проект в случае строительства терминалов для перевалки минудобрений и контейнеров составят от 13 млрд до 17 млрд руб. Бурмистров полагает, что для успеха проекта необходима «поддержка проектов в «Лавне» со стороны РЖД, которое строит железнодорожную инфраструктуру для порта, в части скидок на перевозки грузов».
Источник «Ведомостей» на рынке портовых и стивидорных услуг считает, что сам проект переноса мощностей Большого порта Санкт-Петербург еще «вилами по воде писан» и его ассоциация с проектом порта «Лавна», который после нескольких пересмотров все-таки вошел в стадию реализации, не имеет ничего общего с реальностью.
Идея своевременная, возражает независимый аналитик Максим Худалов. Изначально «Лавна» проектировалась как угольный порт, причем довольно крупный – там предполагалась вторая Усть-Луга, напоминает он. «Сейчас мы сталкиваемся с тем, что Европа массово отказывается от угля, мотивируя это борьбой за углеродную нейтральность. На этом фоне строительство в Мурманске насыпного терминала такой мощности – не самая актуальная тема. Сейчас вырисовывается интересная конструкция в части транзита Россией контейнеров из Китая в Европу. Мы понимаем, что ситуация с проливами обострилась, и это не только Суэцкий канал, и есть некоторые перспективы того, что Китай будет увеличивать транзит контейнеров через территорию России, и в этом смысле строительство контейнерного терминала там имеет смысл», – говорит эксперт. Он напомнил об идее Белоруссии отгружать через российские порты минудобрения в объеме порядка 12 млн т в год, поэтому удобрения и контейнеры – наиболее перспективные направления, считает Худалов, но добавляет, что для этого необходимо построить в «Лавне» контейнерный и универсальный перегрузочный терминалы соответственно, что обойдется, по его оценкам, примерно в 15 млрд руб.