Mars будет управлять ветеринарными клиниками в России

Структура корпорации получила контроль над сетью «Белый клык»
Услуги для животных, в том числе ветеринарные, в России становятся все более востребованными
Услуги для животных, в том числе ветеринарные, в России становятся все более востребованными / Гавриил Григоров / ТАСС

Шведская ветеринарная компания AniCura Group (входит в международную корпорацию Mars) начинает работать в России. Об этом «Ведомостям» рассказал Сергей Кесоян, директор AniCura в России. Последняя, по его словам, «стала партнером сети ветеринарных клиник «Белый клык», которая полностью перешла под контроль группы в марте 2021 г. Это подтверждается и данными «СПАРК-Интерфакса». Структуры AniCura месяц назад стали владельцами фирм «Белый клык – М» и «Альфа-БК», которые и управляют сетью.

«Белый клык» – одна из старейших сетей ветеринарных клиник в России, ее в 1997 г. основал ветеринарный врач Сергей Мендоса. Сейчас в нее входят три действующих медицинских учреждения в Москве.

Mars – один из крупнейших в мире производителей продуктов питания с выручкой $40 млрд в 2019 г. Компания выпускает шоколадные батончики Mars, Bounty, Snickers, жевательную резинку Orbit, Eclipse, а также корма для домашних животных Royal Canin, Pedigree, Whiskas. Ветеринарного направления в России у Mars прежде не было. Хотя в мире компания лидирует по количеству клиник: в нее входит девять сетей на 2500 ветеринарных учреждений (из них 350 – у AniCura). Корпорация приобрела AniCura Group в 2018 г. у группы акционеров, в числе которых были частная инвестиционная компания Nordic Capital, Fidelio и др. По данным Reuters, сумма сделки могла составить 1–2 млрд евро.

40,8 млн кошек и 22,6 млн собак

живут в российских семьях

Услуги для животных, в том числе ветеринарные, в России становятся все более востребованными, объясняет Кесоян. Это, по его словам, связано с ростом количества питомцев, а также с тем, что хозяева все более внимательно относятся к их здоровью. Они чаще обращаются за медицинской помощью и приводят животных на профилактические осмотры, добавляет он. C 2017 г. число домашних питомцев в стране выросло на 23% до 63,5 млн, показало исследование Mars Petcare. Причем в предыдущий трехлетний период их количество увеличилось лишь на 14%. По данным компании, Россия сейчас занимает 3-е место в мире после США и Китая по числу кошек и четвертое – по количеству собак.

AniCura планирует войти в число ведущих игроков рынка, обещает Кесоян. Уже в 2021 г. компания, по его словам, расширит свой бизнес. Сейчас идет ремонт в здании будущего ветеринарного центра на 1700 кв. м в Крылатском. Следующим шагом станет открытие ветеринарного госпиталя на 3500 кв. м. По словам Кесояна, идет поиск подходящего помещения. Дальнейшие планы он не раскрыл, уточнив, что во многом развитие будет зависеть от наличия профессионально подготовленных специалистов, в которых отрасль испытывает недостаток. Прежде всего клиники будут открываться в Москве, но в будущем появятся и в регионах. Мендоса продолжит работу гендиректором сети, будет участвовать в открытии новых точек, внедрении образовательной программы для врачей и т. д., сообщил он «Ведомостям».

Условия сделки стороны не раскрывают. По оценке гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, сеть такого масштаба может стоить около 200 млн руб.

59%

семей в России имеют кошку или собаку

В России пока нет ни одной иностранной ветеринарной клиники, отмечает президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа. Приход на рынок AniCura, по его мнению, благоприятно скажется на развитии отрасли: из-за конкуренции с крупным международным игроком другие клиники будут улучшать качество услуг.

По данным 2ГИС на 1 марта, в российских городах-миллионниках работала 1951 клиника, их число за год увеличилось на 3%. При этом на рынке преобладают так называемые клиники первого мнения, в которых есть только базовый набор услуг: первичный осмотр, вакцинация, анализы, говорит Кесоян. А вот крупных центров, где есть сложные обследования (КТ, МРТ), хирургические операции, стационар, интенсивная терапия и т. д., недостаточно. Хотя спрос на такие услуги с каждым годом все больше растет. AniСura изначально специализировалась на более широком сервисе, поэтому будет предоставлять его и в России. Клиник в стране достаточно, однако во многих из них нет полного спектра услуг, согласен директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Поэтому сейчас актуально открывать именно такие медицинские учреждения, считает эксперт. Ценовая политика у клиник схожая и владельцы животных будут выбирать те, в которых более полный набор сервисов, соглашается Шуляк.