Россия отложит разработку шельфа минимум на 15 лет

Отсутствие технологий не позволяет сделать такие проекты рентабельными
К 2035 г. добыча на шельфе снизится в 2–3 раза от уровня 2021 г.
К 2035 г. добыча на шельфе снизится в 2–3 раза от уровня 2021 г. / ЕВГЕНИЙ ОДИНОКОВ / РИА НОВОСТИ

Минэнерго РФ в проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли констатировало невозможность активной добычи нефти на шельфе до 2035 г. В самом оптимистичном сценарии к 2035 г. добыча на шельфе, включая шельф арктических морей, снизится почти в 2 раза (до 15 млн т), в базовом – в 3 раза (до 9 млн т) в сравнении с уровнем 2021 г.

Минэнерго объясняет такой прогноз отсутствием необходимых технологий – как в России, так и в мире. При имеющихся технологиях разработка шельфа не может быть рентабельна при цене на нефть ниже $80–90/барр., отмечается в документе. В то же время, по оценке министерства, среднегодовая цена нефти эталонной марки Brent в период до 2035 г. не будет превышать $75/барр.

При этом Минэнерго не видит острой необходимости в интенсивной разработке арктического шельфа до 2035 г. для поддержания стабильной добычи нефти в России. В ближайшие 15 лет российский арктический шельф будет играть роль экспериментальной площадки по созданию и освоению инновационных технологий, указывает министерство.

Как поясняет Минэнерго в проекте генсхемы, основной потенциал прироста запасов нефти континентального шельфа связан с недрами арктических морей: общие ресурсы углеводородов арктического шельфа оцениваются в 83 млрд т условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей. А развитию шельфовой добычи мешают низкий уровень локализации производства и высокая зависимость от импорта оборудования и услуг – прежде всего технологий гидроразрыва пласта, глубоководных шельфовых работ, горизонтально направленного бурения. Для разработки шельфа Минэнерго считает важным привлечение инвестиций в разведку и добычу нефти от иностранных компаний и создание с ними совместных предприятий, в капитале которых доля российских компаний не должна быть ниже контрольной.

В Минэнерго «Ведомостям» заявили, что проект генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2035 г. находится в стадии согласования, финальный вариант будет представлен позже.

Поскольку крупные нефтяные открытия находятся либо в Арктике, либо в регионах, близких по климатическим условиям к арктическим, по издержкам они становятся самыми дорогими, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко. При текущей ценовой конъюнктуре многие из них нерентабельны, поясняет она.

Сколько у России берегов

На начало 2020 г. на континентальном шельфе РФ (Балтийское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Охотское, Каспийское, Черное и Азовское моря) было распределено 43 месторождения, еще пять ждали своей очереди. Извлекаемые запасы нефти на начало 2020 г. – 1,422 млрд т, из них 828,4 млн т – «разведываемые», 593,8 млн т – «разрабатываемые». Добыча нефти с газовым конденсатом на шельфе в минувшем году составила 28,98 млн т. В границах шельфа на «браунфилды» (зрелые месторождения с выработанностью более 5%) приходится 32% всех запасов, остальное – это «гринфилды» (новые месторождения).
Основные проекты сосредоточены в Охотском море («Сахалин-1» и «Сахалин-2»), а также в Каспийском море, где работает «Лукойл», и в Арктике. «Газпром нефть» добывает нефть на Приразломном месторождении в Печорском море. «Роснефть» на арктическом шельфе открыла четыре месторождения: три в Карском море (газонефтяное «Победа», газоконденсатные им. маршала Г. Жукова и им. маршала К. Рокоссовского) и крупное нефтяное Центрально-Ольгинское месторождение в Хатангском заливе моря Лаптевых.

При этом, судя по прогнозам, составители документа в будущем не рассчитывают на локализацию технологии глубоководного бурения, которая находится под санкциями со стороны США и ЕС, отмечает она. Если исходить из этого, можно полагать, что значительных проектов в области добычи нефти на глубоководном шельфе не будет именно ввиду отсутствия технологий, полагает Грушевенко. При этом вряд ли стоит ожидать отмены действующих проектов, уточняет она.

В России шельф – это в основном Арктика, что подразумевает довольно высокие издержки, подтверждает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. «Разведывательные скважины могут стоить сотни миллионов долларов. Еще одна большая проблема – это западные санкции, опыт бурения в Арктике у российских компаний довольно ограниченный», – отмечает он.

По его словам, если спрос на нефть достигнет пика в течение ближайших нескольких лет, а затем начнет сокращаться из-за «энергетического перехода», российские запасы на арктическом шельфе, за некоторым исключением, действительно могут так и остаться под землей. Нефть на действующих проектах продолжат добывать, там основные расходы, в том числе на создание инфраструктуры, уже были понесены – под угрозой скорее геологоразведка и разработка новых запасов, указывает аналитик.

Если говорить о международной практике, то шельфовые проекты весьма популярны в последнее время, отмечает Грушевенко. Например, Норвегия активно разрабатывает шельф Северного моря. В последние годы там был достигнут большой прогресс и издержки на новых месторождениях дошли до $35–40/барр. Успехами по снижению издержек могут похвастаться и компании в более теплых регионах, например в Мексиканском заливе, на шельфе Гайаны, издержки также были снижены в среднем до $35/барр., говорит аналитик.

Значительная часть мировой добычи нефти, чуть менее 30%, – это добыча на шельфе, отмечает Маринченко. Практически вся добыча в Норвегии и Великобритании – это Северное и смежные моря. Но инвестиции в добычу на шельфе, вероятно, будут падать – в том числе из-за того, что мировые мейджоры будут больше внимания уделять газовым проектам, а также возобновляемой энергетике, полагает эксперт.