Первое беспилотное метро запустят в России до 2025 года

Массовому внедрению поездов без машиниста мешают отсутствие законов и недоверие к технологиям
Выбор Казани для запуска беспилотного метро – хорошая идея, ведь это самый молодой метрополитен России
Выбор Казани для запуска беспилотного метро – хорошая идея, ведь это самый молодой метрополитен России / PHOTOXPRESS

Президент Татарстана Рустам Минниханов и совладелец «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Андрей Бокарев 6 апреля обсудили дорожную карту создания первого в России беспилотного метрополитена. Карта подготовлена рабочей группой, в которую входят представители ТМХ, минтранса Татарстана, МУП «Метроэлектротранс», ОЭЗ «Иннополис» и др.

Уже в 2021 г. отдельные участки линии метрополитена Казани оснастят системой контроля платформенного пространства, а на некоторых поездах установят систему обнаружения препятствий, сообщили «Ведомостям» в ТМХ. Дальнейшие шаги предполагают тестирование составов и оценку результатов. Полностью в беспилотном режиме работа казанского метро должна быть отлажена к 2025 г.

«Полная автоматизация движения в метро – вопрос ближайших 2–3 лет, при этом требуется уделять внимание минимизации интервалов движения», – сказал «Ведомостям» управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления ТМХ, глава компании «Локотех-сигнал» Андрей Романчиков.

«Локотех-сигнал», «дочка» ТМХ, уже разработала базовую для беспилотного движения технологию – семейство продуктов по машинному зрению Ctrl@Vision, которая позволяет обнаруживать препятствия, контролировать пространство, мониторить в реальном времени состояние и действия машиниста, дистанционно управлять подвижным составом, распознавать сигналы светофоров и проч.

Все остальные технологии, необходимые для запуска беспилотных поездов, у ТМХ находятся в высокой степени проработки, говорит Романчиков: отдельные продукты готовы, из них можно собрать комплексное решение и начать обкатку. Уже все выпускаемые ТМХ поезда для метрополитенов имеют в соответствии с международными стандартами статус GoA-4 ready – это значит, что системы поезда (двигатели, двери, вентиляция, торможение) контролируются в цифровом режиме, а конструкция поезда предусматривает легкие модификации под новые возможности.

Помимо Казани беспилотные технологии можно внедрить на существующих и строящихся линиях метрополитенов в городах, где эксплуатируется подвижной состав ТМХ, добавляет Романчиков.

АО «Трансмашхолдинг» – крупнейший производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ. В структуру ТМХ входят 15 производственных и сборочных площадок в России и мире (Швейцарии, Венгрии, ЮАР, Египте, Аргентине, Белоруссии и Казахстане). В 2020 г. выручка ТМХ выросла на 6,6% до 305 млрд руб. 20% ТМХ принадлежит французской Alstom, 80% – у структур бизнесменов Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, а также главы совета директоров группы Дмитрия Комиссарова и гендиректора компании Кирилла Липы.

Выбор Казани для запуска беспилотного метро – хорошая идея, ведь это самый молодой метрополитен России, говорит директор по маркетингу компании – разработчика систем мониторинга состояния водителя «Антисон» Артемий Доможаков. В нем всего одна линия из 11 станций протяженностью 16,7 км. В парке 14 четырехвагонных электропоездов, обеспеченных новейшими системами автоматики.

Прежде всего такие беспилотные системы в мире вводятся на простых маршрутах, которые не подразумевают большое количество остановок, согласен профессор МАДИ Михаил Якимов. Например, в поездах, курсирующих до аэропорта и обратно. В Сеуле, Париже и Милане беспилотные системы используют лишь на некоторых ветках метро, а оставшиеся работают с пилотом. В целом беспилотные поезда уже эксплуатируют в метрополитенах около 20 стран мира, в том числе в Ванкувере, Дубае, Копенгагене, Лондоне, Париже, есть примеры в Австралии, Китае, США, Японии и др.

Полностью автоматическое движение на рельсовом транспорте технически намного быстрее достижимо, чем на автомобильном, комментирует представитель «Синара – транспортные машины» (СТМ, группы «Синара»). Именно в закрытых системах вроде метро или сортировочных станций, где снижен риск постороннего человеческого фактора, беспилотное вождение может быть наиболее эффективно и безопасно, уверены в СТМ.

Технология беспилотных поездов исключает риск допущения ошибок локомотивной бригадой, что повысит безопасность перевозок и позволит точнее соблюдать график движения и выдерживать интервал, сказал «Ведомостям» представитель компании «Аэроэкспресс». В компании поддерживают инициативы по внедрению таких технологий, так как автоматическое управление менее энергозатратно, и в совокупности все это сделает перевозки более экономически эффективными. Но в «Аэроэкспрессе» подчеркивают необходимость законодательных доработок и внесения изменений в правила технической эксплуатации магистралей, другую нормативную документацию.

В правилах технической эксплуатации железных дорог и метро нет такого понятия, как «беспилотное средство», готовых актов и документов по этой теме в России нет, признают в «Локотех-сигнале». «Кто будет наказан в случае какого-либо нарушения? Раньше мог быть машинист, теперь, получается, решение принимает компьютер. Юридические пробелы накладывают ограничения на возможность не только внедрения, но и тестирования технологий», – рассуждают специалисты.

Но уже в 2021 г. должны быть разработаны предварительные стандарты «Системы управления железнодорожным транспортом в автоматическом и дистанционном режимах», а в течение нескольких лет их скорректируют и примут как ГОСТы, сообщили «Ведомостям» в «Локотех-сигнале». Подготовкой нормативной базы занимается рабочая группа под руководством Объединения производителей железнодорожной техники, в нее входят представители РЖД, ТМХ, «Синары», МТЗ «Трансмаш», профильных НИИ и т. д.

Обустройство беспилотного метро весьма затратный проект, обращает внимание директор направления «Инжиниринг» группы компаний SRG Алексей Ефанов: это НИОКР, обучение персонала, переоборудование линий и другие сопутствующие затраты. Якимов тоже опасается, что эти расходы «с лихвой перекроют всю экономию за счет сокращения ставок машинистов поездов». «Цель, которую пытаются достичь владельцы транспортных систем во многих городах, – это повышение эффективности функционирования за счет снижения себестоимости работы метрополитена. Такие задачи ставятся в странах с высоким уровнем заработных плат подобных специалистов. Впервые такой состав стал использоваться в ОАЭ, в Дубае. Поэтому нужно несколько раз подумать, прежде чем реализовывать в казанском метро такой проект», – сказал он «Ведомостям».