Власти занялись гидрографией Северного морского пути
Прокладывать путь в высоких широтах будет судно нового классаПремьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину и Минэкономразвития обеспечить финансирование строительства головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7 для «Росатома».
«Строительство <...> предусмотрено федеральным проектом «Северный морской путь», цель которого – раскрытие потенциала СМП и превращение его в транспортный коридор мирового значения, – говорится в сообщении правительства. – Принятое решение поможет частично удовлетворить спрос на гидрографическое сопровождение со стороны сырьевых компаний и других пользователей СМП».
Новое судно (длина – 83 м, ширина – более 17 м, мощность – 8 МВт, экипаж со спецперсоналом – 52 человека), оснащенное навигационным и гидрографическим оборудованием, поступит в эксплуатацию в 2024 г. Оно сможет проходить арктические льды толщиной до 1,4–1,7 м.
Заказчик – ФГУП «Гидрографическое предприятие», подведомственное дирекции СМП «Росатома». Заместитель гендиректора ФГУПа по флоту Анатолий Массанюк сообщил «Ведомостям», что программой предусмотрено строительство двух таких судов: имеющихся у предприятия четырех судов «недостаточно и они довольно пожилые». Верфь для строительства нового судна выберут на конкурсе, который объявят в конце апреля, сказал «Ведомостям» Массанюк. Летом 2021 г. подпишут контракт, а в конце текущего или начале следующего года должна состояться закладка.
Надо изучать свои бассейны
Председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев подсчитал, что потребность в судах для исследования дна в России – порядка 30 судов до 2030 г.: «Гидрографические работы нужны во всех бассейнах нашей страны. Север, юг (Черное море и Каспий), Тихий океан, на каждый регион – не менее 5–7 судов, чтобы Россия полноценно проводила работы на всех морских и океанских направлениях. На примере Суэцкого канала мы убедились, что мировые коммуникации требуют серьезного гидрографического обеспечения. По опыту прошлых лет, современным прогнозам и запросам, должен быть полноценный гидрографический флот, входящий как в систему «Росатома» и Росморречфлота, так и в систему ВМФ, морской пограничной береговой охраны и морской науки», – пояснил глава ДПФ.
Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров обращает внимание, что гидрографических судов такого арктического класса сейчас в России просто нет. ФГУП занимается обеспечением судоходства по СМП: это съемка рельефа дна в акватории СМП и на участках рек Енисей и Колыма, обслуживание средств навигационного оборудования морей, лоцманские проводки. В составе флота четыре судна, построенные в 1977–1991 гг. на верфях в Финляндии. Их период навигации – с июня по октябрь. Новое судно увеличит период навигации минимум на два месяца, говорит Массанюк. Кроме того, как указывает представитель ФГУПа, на СМП выходят новые газовозы повышенного ледового класса Arc7, размер и осадка которых требуют прохождения маршрута в более высоких широтах, – тут потребуются услуги гидрографов.
СМП и арктическое направление в целом мало исследованы, а практика показывает, что «заиливание» происходит в устьях практически всех северных рек, где даже яхты могут сесть на мель, говорит председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев, «поэтому от Мурманска до Чукотки и мыса Дежнева гидрографические работы надо проводить в системном формате».
Как отмечается на сайте правительства, работа по развитию СМП активизировалась: за последние пять лет объем перевозок по нему увеличился в 5,5 раза и в 2020 г. составил 33 млн т. Но к 2024 г. – согласно планам властей – он должен вырасти до 80 млн т. Вице-премьер Юрий Трутнев на совещании 31 марта отмечал, что надо проработать госпрограмму поддержки перевозки грузов по СМП, так как сегодня контейнерные перевозки по нему «уступают по экономической эффективности транспортировке грузов через Суэцкий канал».
Директор по развитию Hardfor Михаил Голосов отмечает: «Достижение заветного показателя перевозки грузов в 80 млн т в год к 2024 г. хоть и трудно, но чисто теоретически выполнимо благодаря российским экспортным проектам, таким как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ – 2» и т. д. Но мнение о том, что СМП сможет в обозримом будущем составить конкуренцию в транзите грузов сторонних государств Суэцкому каналу, скорее утопично, – сказал он. – Чтобы СМП забирал на себя часть транзита, необходимо модернизировать порты на всем протяжении арктической водной артерии, и это касается не только порта Сабетта и Обской губы». Также необходимо работать над улучшением навигационных программ и систем отслеживания, считает эксперт.
Руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA Владислав Мартин говорит, что правительству надо пересмотреть транзитные сборы и развить инфраструктуру до достаточно высокого уровня, чтобы грузопоток по СМП увеличился. Но у СМП есть конкурентные преимущества: меньший в сравнении с путем через Суэцкий канал расход топлива, более короткое транзитное время для большинства направлений и высокая безопасность. «Довольно сложно представить пиратство в тех краях», – сказал эксперт.
«Однако, как мне кажется, СМП будет прекрасной альтернативой Суэцкому каналу, хотя и сложно сказать, насколько активно им будут пользоваться. В 2020 г. количество грузов, доставленных по СМП, было равно примерно 3% от числа грузов, перевезенных через Суэцкий канал. Вряд ли стоит ожидать резкого роста, но положительные сдвиги в этом направлении, конечно же, будут», – сказал Мартин.