«Газпром нефть» будет строить дороги

Преимуществом компании станет низкая стоимость стройматериалов, считают эксперты
«Газпром нефть» утверждает, что сможет обеспечить низкую себестоимость строительных работ благодаря использованию собственной технологии стабилизации грунтов 
«Газпром нефть» утверждает, что сможет обеспечить низкую себестоимость строительных работ благодаря использованию собственной технологии стабилизации грунтов  / Андрей Гордеев / Ведомости

«Газпром нефть» создала специализированное предприятие «Газпромнефть – дорожное строительство», сообщила компания 30 марта. «Дочка» начнет строить первые межпромысловые дороги на месторождениях в ХМАО-Югре и Тюменской области уже в 2021 г., позднее в ее задачи также войдет строительство автодорог регионального и муниципального значения. «В настоящее время рассматривается возможность применения наших технологий на автомобильных дорогах общего пользования», – добавили в «Газпром нефти». Предприятие открыто для сотрудничества с заказчиками из других российских регионов. К 2025 г. компания планирует построить порядка 350 км дорог.

По словам директора коммерческой дирекции «Газпром нефти» Левана Кадагидзе, новое направление бизнеса запустили благодаря развитию битумного бизнеса компании и наработке межотраслевых компетенций в нефтепереработке и дорожном строительстве. Так, по итогам 2020 г. «Газпром нефть» нарастила общий объем продаж битумной и битумопроизводной продукции на 10% до 2,9 млн т.

«Газпром нефть» утверждает, что сможет обеспечить низкую себестоимость работ благодаря использованию собственной технологии стабилизации грунтов «Брит» с вовлечением местных материалов за счет отказа от дорогих привозных материалов, в первую очередь щебня, сообщили в компании. В интервью «Интерфаксу» в марте Кадагидзе уточнял, что технология «Брит» обеспечивает до 15–20% экономии по сравнению с традиционными конструкциями. «Фактически мы можем построить автодорогу из асфальтобетона по цене дороги с щебеночным покрытием», – отмечал он.

При строительстве компания будет применять методику холодного ресайклинга, которая позволяет использовать старое асфальтобетонное покрытие в качестве компонента нового (измельченные компоненты грунта смешивают со специальными добавками на основе битумных материалов). Для строительства будут использовать продукцию Омского НПЗ, а также битумных заводов «Газпром нефти» в Вязьме и Рязани.

В компании рассчитывают, что положительный денежный поток от операционной деятельности «Газпромнефть – дорожное строительство» начнет получать в первые 2–3 года работы.

Сколько дорог в России

По данным Росавтодора, протяженность дорог общего пользования в России составляет порядка 1,5 млн км, из них имеют статус федеральных почти 60 000 км (в том числе 3400 км платных трасс). Местных автодорог примерно 900 000 км, региональных – порядка 516 000 км. В оперативном управлении Росавтодора также находятся 6414 мостов и путепроводов, 61 автодорожный тоннель.
Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» предусматривает, что доля автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться с 43,1% в 2017 г. до 50,9% в 2024 г., для городских – с 42 до 85%. А доля дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, сократится с 10,2 до 9,1%.
В 2020 г. на строительство автодорог было направлено 880 млрд руб. средств федерального бюджета, а с учетом денег субъектов РФ – более 2 трлн руб., сообщал в январе 2021 г. вице-премьер Марат Хуснуллин.

Глава ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров сказал «Ведомостям», что сегодня значительное количество дорог регионального значения передается на баланс Росавтодора, т. е. переходит в федеральное ведение. По его словам, свой статус с региональных и местных на федеральный поменяют в ближайшие несколько лет порядка 5000 км автодорог. И при их реконструкции и ремонте планируется применять технологию холодного ресайклинга. По словам эксперта, она не уникальна, но очень перспективна и федеральные власти намерены использовать ее как можно чаще.

В «Газпром нефти» «Ведомостям» уточнили, что дочерняя структура начнет свою деятельность как самостоятельный субъект дорожно-строительной отрасли в апреле 2021 г. На первом этапе речь идет только о стройке транспортных объектов на месторождениях компании в ХМАО и Тюменской области. Руководитель InfraOne Research Александра Галактионова предполагает, что создание профильной «дочки» «Газпром нефтью» может быть связано с недостатком подрядчиков в регионах присутствия компании. Сегодня строительный рынок не в лучшем состоянии: много строительных компаний с 2014 г. ушло с рынка, часть крупных игроков в долгах и нередко убыточны, отмечает эксперт. Галактионова добавляет, что сегодня в России есть тенденция покупки крупными компаниями строительных фирм либо создания для этого отдельных дочерних структур.

«У многих крупных частных компаний и госкорпораций уже есть обособленные подразделения для этого – к примеру, у «Ростеха», Уральской горно-металлургической компании, ОМЗ, «Еврохима», «Интер РАО» и др.», – отмечает Галактионова. Но практически все они, по ее словам, не приносят прибыли. Так, в 2019 г. выручка строительных «дочек» крупных корпораций составила 839 млрд руб. (в отчете InfraOne приводятся данные по 21 компании), но сальдо прибылей и убытков было отрицательным – 29,7 млрд руб.

Если у «Газпром нефти» есть цель создать прибыльный бизнес по строительству дорог, это возможно, поскольку компания сможет снизить стоимость стройматериалов, говорит Галактионова. Однако эксперт сомневается, что в ближайшие несколько лет «Газпромнефть – дорожное строительство» удастся стать значимым игроком на рынке строительства автодорог общего пользования.