«Газпром нефть» будет строить дороги
Преимуществом компании станет низкая стоимость стройматериалов, считают эксперты«Газпром нефть» создала специализированное предприятие «Газпромнефть – дорожное строительство», сообщила компания 30 марта. «Дочка» начнет строить первые межпромысловые дороги на месторождениях в ХМАО-Югре и Тюменской области уже в 2021 г., позднее в ее задачи также войдет строительство автодорог регионального и муниципального значения. «В настоящее время рассматривается возможность применения наших технологий на автомобильных дорогах общего пользования», – добавили в «Газпром нефти». Предприятие открыто для сотрудничества с заказчиками из других российских регионов. К 2025 г. компания планирует построить порядка 350 км дорог.
По словам директора коммерческой дирекции «Газпром нефти» Левана Кадагидзе, новое направление бизнеса запустили благодаря развитию битумного бизнеса компании и наработке межотраслевых компетенций в нефтепереработке и дорожном строительстве. Так, по итогам 2020 г. «Газпром нефть» нарастила общий объем продаж битумной и битумопроизводной продукции на 10% до 2,9 млн т.
«Газпром нефть» утверждает, что сможет обеспечить низкую себестоимость работ благодаря использованию собственной технологии стабилизации грунтов «Брит» с вовлечением местных материалов за счет отказа от дорогих привозных материалов, в первую очередь щебня, сообщили в компании. В интервью «Интерфаксу» в марте Кадагидзе уточнял, что технология «Брит» обеспечивает до 15–20% экономии по сравнению с традиционными конструкциями. «Фактически мы можем построить автодорогу из асфальтобетона по цене дороги с щебеночным покрытием», – отмечал он.
При строительстве компания будет применять методику холодного ресайклинга, которая позволяет использовать старое асфальтобетонное покрытие в качестве компонента нового (измельченные компоненты грунта смешивают со специальными добавками на основе битумных материалов). Для строительства будут использовать продукцию Омского НПЗ, а также битумных заводов «Газпром нефти» в Вязьме и Рязани.
В компании рассчитывают, что положительный денежный поток от операционной деятельности «Газпромнефть – дорожное строительство» начнет получать в первые 2–3 года работы.
Сколько дорог в России
По данным Росавтодора, протяженность дорог общего пользования в России составляет порядка 1,5 млн км, из них имеют статус федеральных почти 60 000 км (в том числе 3400 км платных трасс). Местных автодорог примерно 900 000 км, региональных – порядка 516 000 км. В оперативном управлении Росавтодора также находятся 6414 мостов и путепроводов, 61 автодорожный тоннель.
Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» предусматривает, что доля автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться с 43,1% в 2017 г. до 50,9% в 2024 г., для городских – с 42 до 85%. А доля дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, сократится с 10,2 до 9,1%.
В 2020 г. на строительство автодорог было направлено 880 млрд руб. средств федерального бюджета, а с учетом денег субъектов РФ – более 2 трлн руб., сообщал в январе 2021 г. вице-премьер Марат Хуснуллин.
Глава ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров сказал «Ведомостям», что сегодня значительное количество дорог регионального значения передается на баланс Росавтодора, т. е. переходит в федеральное ведение. По его словам, свой статус с региональных и местных на федеральный поменяют в ближайшие несколько лет порядка 5000 км автодорог. И при их реконструкции и ремонте планируется применять технологию холодного ресайклинга. По словам эксперта, она не уникальна, но очень перспективна и федеральные власти намерены использовать ее как можно чаще.
В «Газпром нефти» «Ведомостям» уточнили, что дочерняя структура начнет свою деятельность как самостоятельный субъект дорожно-строительной отрасли в апреле 2021 г. На первом этапе речь идет только о стройке транспортных объектов на месторождениях компании в ХМАО и Тюменской области. Руководитель InfraOne Research Александра Галактионова предполагает, что создание профильной «дочки» «Газпром нефтью» может быть связано с недостатком подрядчиков в регионах присутствия компании. Сегодня строительный рынок не в лучшем состоянии: много строительных компаний с 2014 г. ушло с рынка, часть крупных игроков в долгах и нередко убыточны, отмечает эксперт. Галактионова добавляет, что сегодня в России есть тенденция покупки крупными компаниями строительных фирм либо создания для этого отдельных дочерних структур.
«У многих крупных частных компаний и госкорпораций уже есть обособленные подразделения для этого – к примеру, у «Ростеха», Уральской горно-металлургической компании, ОМЗ, «Еврохима», «Интер РАО» и др.», – отмечает Галактионова. Но практически все они, по ее словам, не приносят прибыли. Так, в 2019 г. выручка строительных «дочек» крупных корпораций составила 839 млрд руб. (в отчете InfraOne приводятся данные по 21 компании), но сальдо прибылей и убытков было отрицательным – 29,7 млрд руб.
Если у «Газпром нефти» есть цель создать прибыльный бизнес по строительству дорог, это возможно, поскольку компания сможет снизить стоимость стройматериалов, говорит Галактионова. Однако эксперт сомневается, что в ближайшие несколько лет «Газпромнефть – дорожное строительство» удастся стать значимым игроком на рынке строительства автодорог общего пользования.