Коммерческий транспорт найдет в 2021 году новые точки роста

Это обслуживание e-commerce и цифровизация процессов сбыта
Денис Абрамов / Ведомости

Основными драйверами развития рынка коммерческой техники в России станет спрос со стороны e-commerce и сервисов доставки, цифровизация каналов сбыта и развитие подписки и аренды, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Основные риски – повышение утильсбора и, как следствие, удорожание автомобилей. В результате, считают эксперты, продажи могут вырасти на 3–5% в сегменте тягачей, на 2% в сегменте легких коммерческих автомобилей, на 2–5% – автобусов. Сами игроки более сдержанны – рынок сохранится на уровне 2020 г., говорят они. 

Инвестиции компаний будут направлены в основном на модернизацию производства в целях экономии затрат, считает директор подразделения автоотрасли PwC в России Виктория Синичкина. Самым ярким трендом на рынке коммерческого транспорта в ближайшие 2–3 года будет цифровизация процессов сбыта техники, говорит эксперт. Это подписка на технику, переход на онлайн-продажи. Например, в декабре «Камаз» запустил свой первый сервис шеринга, или аренды, самосвалов. На срок от одного дня до одного года можно взять в пользование самосвал «Камаз-65801» грузоподъемностью 32 т – он предназначен для транспортировки сыпучих строительных, промышленных и иных грузов.

Гендиректор «Сбербанк лизинга» Вячеслав Спиров считает, что существенное влияние на рынок в 2021 г. окажет запланированное правительством повышение ставок утилизационного сбора в среднем на 25%, что, «несомненно, повлечет за собой дальнейший рост цен на коммерческую технику». Он также считает, что развитие получат операционный лизинг и программы подписки. 

от -6 % до +2%

может показать рынок крупнотоннажных грузовиков в 2021 г., по прогнозу «Автостата». В сегменте LCV динамика будет от -8% до 0%, в сегменте MCV (среднетоннажные грузовики) – от -6% до 0%

Оперлизингом называют вид аренды автомобиля, когда лизингополучатель по истечении срока аренды возвращает технику лизинговой компании без возможности выкупить автомобиль. Такие сделки часто заключают компании, выполняющие проектные работы, – им техника нужна не на весь срок ее износа. Подписка на автомобиль – это тоже форма его аренды, но в основном не у лизинговой компании или банка, а у автопроизводителя или автодилера.

К концу 2020 г. в России подписку на свои модели запустили уже многие бренды легковых автомобилей – Volvo, Hyundai, Kia, УАЗ. По условиям от аренды она отличается еще более коротким сроком использования техники – от пары дней до года – и рассчитана в основном на физлиц. Часто, согласно условиям подписки, в стоимость тарифа, рассчитываемого посуточно или помесячно, входят техобслуживание, оформление ОСАГО, доставка топлива и другие услуги. 

Замначальника отдела аналитики «Автостата» Виктор Пушкарев указывает, что рынок может негативно отреагировать на экономические санкции США и ЕС, снижение доходов и платежеспособности потребителей, усиление требований Минпромторга России к локализации производства. Но, например, на рынке автобусов их действие почти полностью нивелируется федеральными и региональными программами господдержки. 

Тяжелые грузовики

Продажи новых грузовиков по итогам 2020 г. снизились на 7,3% до 74 800 шт. (данные агентства «Автостат»). В том числе, по подсчетам «Камаза», лидера грузового сегмента, рынок тяжелых грузовиков (массой свыше 14 т) сократился на 6,5% до 59 400 шт. «Снижение рынка было обусловлено ослаблением экономической активности из-за распространения коронавирусной инфекции и снижения цен на нефть», – отмечали в компании. 

Сам «Камаз» нарастил продажи на 7% и долю в сегменте до 47,5%, реализовав 32 660 грузовиков. В 2021 г. компания планирует увеличить долю до 51%, согласно ее бизнес-плану. Наращивать объемы производитель будет за счет нового модельного ряда и укрепления позиций в премиум-сегменте с техникой поколения K5 – кабины этих грузовиков созданы на базе Mercedes-Benz Axor и Actros. По словам гендиректора «Камаза» Сергея Когогина, российские тягачи будут вытеснять с рынка модели так называемой европейской семерки – Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault. 

Помимо «Камаза» в сегменте становится заметен другой российский производитель – автозавод «Урал», который в 2020 г. вошел в «Объединенную машиностроительную группу» Дмитрия Стрежнева. Его продажи в ушедшем году выросли более чем на четверть. По словам независимого автомобильного эксперта Сергея Бургазлиева, этому росту способствует постоянное обновление линейки техники. Но текущие объемы – 4000 шт. – по-прежнему далеки от установленной мощности завода в 12 000–15 000 шт. «Урал» выпускает бортовые грузовики, самосвалы и шасси – для работы в карьерах и на стройке. Представитель «Урала» прогнозирует сохранение рынка в 2021 г. на уровне прошлого года: «Последствия кризиса 2020 г. будут оказывать негативное влияние на рынок и в этом году, мы не ждем существенного улучшения ситуации и ожидаем, что рынок сохранится на уровне прошлого года». 

Бургазлиев также добавляет, что стратегически перспективной моделью развития отрасли в кризисный период стало бы создание альянсов автопроизводителей: «Производство грузовиков MAN, Scania и Volvo можно было бы организовать на калужском заводе Volvo Trucks, что позволило бы разделить постоянные издержки и, возможно, сформировать единый пул поставщиков комплектующих с целью получения субсидий за локализацию в России. Но допустить к своему производству конкурирующие марки Volvo вряд ли согласится, даже несмотря на то, что сейчас завод загружен всего на 25–27%».

Легкие коммерческие автомобили (LCV) 

В сегменте LCV по итогам 2020 г. продажи снизились также на 7%, по данным «Автостата»: рынок показал падение впервые за последние пять лет начиная с 2016 г. За год было продано 104 300 автомобилей. 

Лидером на рынке по-прежнему остается группа ГАЗ, которая реализовала 44 500 фургонов и микроавтобусов, снизив продажи на 12% за год. Ряд марок нарастил присутствие на рынке – это Ford, за счет популярного в России фургона Ford Transit, или Lada – за счет фургона Largus и его модификаций. Продажи увеличили Peugeot, Citroen и Fiat. 

В 2021 г. LCV – единственный из трех сегментов, который показывает рост – на 6% по итогам января – февраля, сообщили в «Автостате». Растут все марки, кроме «Газелей», автобусов «Соболь» и Hyundai. «Рост обусловлен развитием автоперевозок. Даже в 2020 г. автоперевозки выросли на 10% по сравнению с 2019-м и не испытали на себе существенного воздействия локдауна», – говорит Синичкина из PwC. 

Она также отмечает, что в перспективе 2–3 лет на рынке появятся новые модели на альтернативных видах топлива и электромобили. Среди ожидаемых новинок – электрический Ford Transit для внутригородских перевозок, запуск производства которого намечен на 2022 г., как сообщал «Коммерсантъ». ГАЗ тоже выпустил свои предсерийные образцы электрической GAZelle e-NN в конце 2020 г. Калининградский завод «Автотор» в октябре объявлял о запуске сборки грузовика Hyundai HD 78 на газе.

В самом ГАЗе не так позитивно смотрят на результаты первых двух месяцев этого года: «На рынке LCV сохраняется стагнация, и пока с определенностью можно прогнозировать только то, что в апреле и мае ситуация должна быть лучше, чем в этот же период в прошлом году, когда рынок комтранса ушел в пике из-за локдауна». Низкий спрос сохраняется, по оценкам ГАЗа, и в пассажирском сегменте LCV: «Спрос на автобусы упал особенно сильно во время ковидных ограничений, но ожидаемого в начале этого года восстановления в этом сегменте пока так и не произошло». 

Несмотря на это, компания рассчитывает выйти в новые ниши и актуализировать спрос за счет запуска новых моделей. Уже в феврале было запущено серийное производство бескапотного грузовика Валдай NEXT. Ранее в сегменте «бескапотников» были представлены только «иностранцы» — Hyundai, Isuzu, Mitsubishi, Hino и другие, говорит представитель «ГАЗа». В 2021 г. также ожидается появление первых LCV, собранных на новой платформе «ГАЗель NN».

Гендиректор «ВТБ лизинга» Дмитрий Ивантер считает, что драйверами развития сегмента грузовиков в 2021 г. станут ожидаемый рост российской экономики после ослабления коронавирусных ограничений, реализация программ господдержки и отложенных на период пандемии программ обновления автопарков. «По оценкам «ВТБ лизинга», в 2021 г. объем нового бизнеса на российском рынке лизинга может вырасти на 8–10% относительно показателей прошлого года и превысить 1,5 трлн руб. Ожидается, что основными драйверами роста рынка станут: грузовой автотранспорт (+15%), дорожная и строительная техника (+15%), легковой автотранспорт (+5%), а также сегмент ж/д техники (+5%), сообщил Ивантер «Ведомостям».

Автобусы

Продажи новых автобусов в России в 2020 г. снизились на 5% до 13 200 шт., сообщал «Автостат». Отрицательную динамику этот сегмент показал впервые за четыре года.

Причем продажи упали только у лидера рынка – Павловского автобусного завода (ПАЗ, входит в группу ГАЗ). Он производит автобусы для городских и пригородных перевозок, образовательных и социальных учреждений (ПАЗ – крупнейший поставщик автобусов для школ), автобусы спецназначения. Ликинский автобусный завод (также входит в ГАЗ), НЕФАЗ (принадлежит «Камазу») и минский МАЗ, наоборот, реализовали в 1,5 раза больше техники, чем в 2019 г. 

По итогам первых двух месяцев 2021 г. реализация автобусов снизилась на 27% по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. до 1679 шт., сообщили «Ведомостям» в «Автостате». Рынок автобусов напрямую зависит от госзакупок, поэтому на нем неизбежны такие перепады – то взлеты, то падения, говорит представитель «Автостата».

По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, в этом году рынок вырастет на 2–5%. «Компании частично адаптируются к возросшим ценам на новую технику и возобновят обновление автопарков», – сообщало агентство в своем прогнозе. По прогнозу «Автостата», продажи новых автобусов по итогам этого года могут как снизиться на 8%, так и вырасти на 2%.