«Яндекс.Драйв»: аудитория сервиса повзрослела и меньше нарушает ПДД

Другие каршеринги столицы с этим согласны
С приходом в каршеринг более взрослой аудитории изменилось и поведение пользователей – от действий на дороге до отношения к автомобилю
С приходом в каршеринг более взрослой аудитории изменилось и поведение пользователей – от действий на дороге до отношения к автомобилю / Анна Майорова / URA.RU / ТАСС

Прижился ли каршеринг в Москве?

Первый оператор каршеринга появился в Москве еще в 2012 г. По данным департамента транспорта Москвы, к 2015 г. в столице было доступно всего 350 автомобилей и около 30 000 зарегистрированных пользователей таких сервисов. Сегодня краткосрочной арендой автомобилей постоянно пользуется больше 1 млн человек, а в сервисе представлено более 25 000 машин.

На каршеринг был спрос даже в сложном 2020 году, говорят в департаменте. Ни один из операторов краткосрочной аренды в столице не закрылся из-за пандемии, за год пользователи совершили свыше 44 млн поездок (минус 6,4% к 2019 г.).

«Каршеринг стал неотъемлемой частью жизни города, – говорит собеседник «Ведомостей» в дептрансе. – Сервис служит достойной альтернативой общественного транспорта, повышая доступность территорий, а также снижает нагрузку улично-дорожной сети, выступая сдерживающим фактором при покупке личного автомобиля».

Однако прошлой осенью на вопрос агентства «Автостат» и журнала «За рулем»: «Вы пользуетесь каршерингом?» около 80% респондентов исследования ответили отрицательно. Тогда же группа депутатов Госдумы выступила с инициативой разработки отдельного закона, который бы регулировал деятельность каршерингов. Депутаты посчитали, что пользователи каршеринга развязно ведут себя на дорогах и чаще, чем остальные участники движения, создают угрозу аварийности.

Профессор МАДИ Михаил Якимов связывает это с тем, что изначально пользователями каршеринга были молодые люди, у которых нет возможности приобрести свой автомобиль, но водительское удостоверение уже есть. Существует четкая зависимость между вероятностью попасть в ДТП и водительским опытом, подтверждает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

Пользователи каршеринга – молодые хулиганы?

«Яндекс.Драйв» – крупнейший в Москве оператор каршеринга, по собственным данным, управляет парком более чем в 11 000 автомобилей, которые совершают в среднем 80 000 поездок по будням и 87 000 – по выходным. Поэтому статистика компании по манере вождения автомобиля отражает и в целом ситуацию на рынке. Так вот, «Яндекс.Драйв» утверждает, что за последние три года ситуация кардинально изменилась: доля абонентов сервиса старше 35 лет выросла вдвое – с 19 до 38%, говорится в исследовании, опубликованном 24 марта.

При этом средний водительский стаж пользователей каршеринга вырос с девяти лет на момент запуска сервиса до 12 лет в феврале 2021 г. Почти в 2 раза (до 12%) сократилась доля водителей с небольшим (от 2 до 4 лет) стажем. А доля водителей со стажем от 15 лет теперь составляет 30%.

«Чем более массовым явлением становится каршеринг, тем больше возрастная структура его пользователей похожа на среднюю структуру автовладельцев: устраняется перекос в сторону молодых людей, которые первыми стали осваивать новый вид транспорта», – поясняется в исследовании.

Аналитики уточняют, что водители постарше реже превышают скорость, чем молодые. Но в целом количество нарушений не обязательно напрямую связано с возрастом. Например, водители в группе 35–44 года проезжают на красный свет втрое чаще, чем те, кто моложе 25 лет. Зато последние в 1,5 раза чаще тормозят излишне резко.

Аудитория сервиса становится все более взрослой, подтверждают в каршеринговой компании YouDrive. На момент запуска сервис был популярен среди молодежи – скорее всего потому, что молодые люди более открыты к новым сервисам и технологиям, но за пять лет доля пользователей 30+ выросла на 80%, сказали «Ведомостям» в компании. «С приходом более взрослой аудитории изменилось и поведение пользователей – от поведения на дороге до отношения к автомобилю. Если еще в 2015 г. из машин воровали все, от ковриков до задних диванов, то сейчас уже количество краж значительно сократилось», – пояснили в YouDrive.

С ростом узнаваемости каршеринга меняется и его пользователь, сказал «Ведомостям» директор по продукту BelkaCar Иван Никитин. В компании отмечают, что сильно растет доля абонентов в возрастной группе старше 35 лет и доля женщин – но пока мужчины в большинстве.

Шкуматов уверен, что не все так благостно. Операторы ограничивают молодым людям с небольшим опытом возможность арендовать дорогой автомобиль. В результате автомобили премиального каршеринга практически не попадают в аварии, а в классе эконом «кровавая лотерея», говорит Шкуматов. «Необходимо ужесточить существующие требования, вообще ограничить по возрасту/стажу возможность аренды машины. Водителя-новичка не нужно допускать в каршеринг, хотя они и есть целевая аудитория каршеринга. Стоит дать человеку возможность поездить несколько лет на своем автомобиле, тогда он наберется опыта и будет бережнее относиться к сервису», – уточнил он.

В компании YouDrive отметили сложности восприятия статистики, ведь совокупная аудитория и автопарк всех сервисов на рынке постоянно растет, а значит, и количество ДТП может расти, но при этом динамика роста аварийности с учетом размеров парка и аудитории в компании не наблюдается.

В начале 2021 г. дептранс опубликовал статистику, свидетельствующую о том, что автомобили каршеринга в 2020 г. попадали в ДТП на 18% реже, чем в 2019 г. Число погибших в таких инцидентах снизилось на 27%, раненых – на 22%.

Каршеринг избавляет от пробок?

«Основное преимущество каршеринга – высокая утилизация, автомобили большую часть времени находятся в движении и не занимают парковочные места на городской парковке», – заявили «Ведомостям» в дептрансе Москвы. По данным правительства Москвы, один автомобиль каршеринга совершает в среднем 6–7 поездок в день. Благодаря каршерингу порядка 250 000 личных авто не используются ежедневно, «что значительно снижает нагрузку на дороги города», оценивают в правительстве.

Для сравнения: всего в Москве зарегистрировано свыше 3,7 млн легковых автомобилей, еще 2,7 млн поставлено на учет в области (данные аналитического агентства «Автостат» на 2020 г.).

Исследование «Яндекс.Драйва» показывает, что днем 60% парковок каршеринговых машин внутри МКАД длятся не больше часа, а парковки дольше двух часов составляют примерно четверть.

Иван Никитин из BelkaCar сообщил «Ведомостям», что компания видит положительный эффект от внедрения каршеринга, который способствует разгрузке городской среды и более разумному использованию транспортных ресурсов. «В Москве у BelkaCar более 4000 машин, пользователями совершается почти 500 000 поездок в месяц. Учитывая различную динамику использования сервиса внутри недели, мы уже обеспечиваем более эффективное использование каждого нашего автомобиля по сравнению с личным авто. По парковкам аналогичный результат: в центре средняя длительность нахождения автомобиля BelkaCar – около 1,5 часа», – сказал он.

Однако среднее время движения автомобиля в «Яндекс.Драйве» составляет около четырех часов в сутки – т. е. оставшиеся 20 часов он стоит.

Шкуматов сказал «Ведомостям», что ситуацию с пробками каршеринг не решил, а проблему с парковочными местами даже усугубил. Парковка в городе для автомобилей каршеринга бесплатна. По наблюдениям «Синих ведерок», многие платные парковки оказались забиты каршерингом, особенно на окраинах, что не дает людям на личных автомобилях воспользоваться парковочным местом. «На многих паркингах каршеринг стоит сутками, например на парковках по цене 380 руб./ч, – это видно по слою пыли на лобовом стекле. А после того, как эти платные парковки оказываются заняты машинами каршеринга, департамент транспорта Москвы говорит, что свободных мест нет – надо снова поднимать цены. Это противоречит логике. Чем больше они повышают цены, тем больше доля машин каршеринга в общей массе автомобилей, которые стоят на этих местах», – поясняет Шкуматов, отмечая, что властям стоит внимательнее изучать структуру занятости парковочных мест.

Арендные авто стали дополнением, а не заменой личному транспорту, соответственно, увеличилось и количество транспортных средств в городе, что только создает больше проблем, отмечает гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль. Платные парковки стимулируют использовать каршеринговые авто, для которых они бесплатны, но арендованные автомобили занимают парковочные места, которых и так не хватает. При этом он не считает каршеринг конкурентом личному транспорту, особенно в современных эпидемиологических условиях. «Те, кто ранее ездил на каршеринге, чаще задумываются о собственном транспорте, потому что в нынешней обстановке его использование гораздо безопаснее, а в некоторых случаях еще и экономически выгоднее, – сказал «Ведомостям» директор автосалона. – Например, владеть личным авто Kia Rio, с двигателем 1,4 л, АКПП в комплектации Active и с пробегом 15 000 км, стоимостью до 1 млн руб. гораздо выгоднее, чем пользоваться услугами каршеринга или такси. В среднем за год использование авто напрокат при 4–5 поездках в неделю обойдется в 525 000 руб., личного автомобиля – в 477 000 руб. На мой взгляд, каршеринг скорее является конкурентом общественного транспорта, чем личных автомобилей».

Проблема пробок комплексная и зависит от городских условий в целом: от качества дорог и их регулирования, парковочных условий, возможностей и вариантов подъездов и проездов и т. д., говорит директор филиала «Авилон.Hyundai» Дмитрий Макарычев. В мегаполисах процент людей, которые могут позволить себе один или два личных автомобиля, выше, чем в небольших городах. «Вместе с этим немалая часть автовладельцев параллельно пользуется и своей машиной, и каршерингом – в основном чтобы преодолевать на нем короткие расстояния в черте города, т. е. берет в краткосрочную аренду. Это вполне комфортная для людей услуга, она позволяет закрыть целый ряд потребностей водителя, но проблему загруженности городских дорог каршеринг сам по себе не решит, так как это слишком глобальный вопрос», – сказал он «Ведомостям».

И тем не менее Москва – единственный город России, где детские болезни каршеринга удалось преодолеть и теперь это обыденная процедура, как и поездка на метро или автобусе, считает Михаил Якимов из МАДИ. «Автомобили каршеринга все меньше интересуют пользователей с точки зрения получения каких-либо новых ощущений, меньше страдают от актов вандализма и незаконного их использования или непрофильного применения. Автопарк автомобилей каршеринга все больше рассматривается как составная часть всеобщей транспортной инфраструктуры крупного города. При этом мало кто из водителей обращает внимание на автомобили каршеринга в плотном транспортном потоке и замечает отличия в стиле вождения водителя индивидуального автомобиля и водителя автомобиля каршеринга», – сказал Якимов «Ведомостям».

Учитывая большой спрос, руководство столицы будет и дальше поддерживать частные московские компании каршеринга, выдавать им субсидии на обновление парка, сообщили «Ведомостям» в дептрансе.-

С приходом в каршеринг более взрослой аудитории изменилось и поведение пользователей – от действий на дороге до отношения к автомобилю