«Самокат» расширяет ассортимент товаров в 4 раза

Экспресс-сервис доставки продуктов будет доставлять технику и косметику
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Сервис экспресс-доставки «Самокат» планирует значительно увеличить ассортимент товаров: их количество вырастет в 4 раза до 10 000 единиц. Для этого компания начала открывать склады площадью от 1000 кв. м, с которых она будет доставлять ассортимент в дарксторы (мини-склады площадью 180–220 кв. м для сборки заказов). Об этом «Ведомостям» рассказал совладелец «Самоката» Вячеслав Бочаров. По его словам, компания как расширит предложение существующих категорий товаров (продукты питания, бытовая химия и др.), так и добавит новые – например, мелкую бытовую технику (утюги, блендеры и т. д.), косметику и проч.

Потребитель нуждается в большем разнообразии товаров, а через дарксторы можно продавать не более 2500 единиц, объясняет Бочаров. По его словам, в прошлом году компания тестировала доставку расширенного ассортимента на примере одного такого склада и 15% постоянных покупателей воспользовались этим предложением. Средний чек таких заказов при этом оказался втрое выше обычного. Следовательно, нововведение позволит компании увеличить выручку, рассчитывает Бочаров.

«Самокат» основали Бочаров и Родион Шишков в 2018 г. В мае 2020 г. 75,6% долей компании приобрело совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера» – «О2О холдинг». По данным компании, «Самокат» доставил за прошлый год 18 млн заказов, что больше в 18 раз по сравнению с 2019 г. Выручка компании за прошлый год составила 9,7 млрд руб.

Во что еще инвестируют «Сбер» и Mail.ru

O2O – совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group, оно создано в 2019 г. для инвестиций в проекты в сфере транспорта и еды. В числе проектов, помимо «Самоката», также сервисы доставки еды Delivery Club, «Кухня на районе», такси «Ситимобил», каршеринг YouDrive и др. В августе 2020 г. компания сообщила, что акционеры инвестируют в развитие активов СП 12 млрд руб.

Cейчас сервис работает в шести городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Самаре. Компания также сообщала, что планирует выйти во все российские города-миллионники. На данный момент в ее портфеле 500 дарксторов, с начала года она запустила 11 складов под расширенный ассортимент в Москве и Санкт-Петербурге. До конца 2021 г. планирует открыть еще 20–30 аналогичных объектов в других городах. Размер инвестиций компания не раскрывает, но, по подсчетам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на один склад необходимо 6–8 млн руб. Следовательно, общие вложения составят 120–240 млн руб.

Предполагается, что каждый такой склад будет обслуживать 15 дарксторов, говорит Бочаров. Они должны быть друг от друга в радиусе 5–7 км. «Самокат» специализируется на экспресс-доставке заказов за 15 мин в пределах 1,5 км от ближайшего даркстора и за 30–60 мин, если дальше. А расширенный ассортимент можно будет получить минимум за 75 минут, объясняет Бочаров. В приложении пользователь может выбрать либо из стандартного ассортимента, либо из расширенного, после выбора система проинформирует его о времени доставки. Сооснователь «Самоката» также добавляет, что в дальнейшем по мере роста числа товаров компания может увеличить площадь складов до 2500 кв. м.

«Самокат» запускает продвинутую многоуровневую схему логистики, говорит Бурмистров. Тогда как конкуренты, по его словам, пока ограничиваются лишь небольшими дарксторами. Но в борьбе за потребителя и они будут использовать такую же стратегию, уверен он. «Яндекс.Лавка» действительно использует пока только дарксторы, подтверждает представитель «Яндекс.Еды». «Быстроном» на запрос «Ведомостей» не ответил.

Расширение ассортимента позволит «Самокату» усилить конкуренцию с «магазинами у дома» и супермаркетами, поскольку теперь у них схожий ассортимент, считает Бурмистров. Но есть риск, что новая система запутает потребителя: часть товаров он может получить за 15 мин, а часть – за более долгое время, предупреждает партнер Data Insight Федор Вирин. Это может снизить интерес части пользователей к сервису, так как они привыкли к оперативной доставке, которая всегда была отличительной чертой «Самоката».