Владелец «Русагро» Вадим Мошкович разработает маркетплейс для аграриев
Его планируется продвигать не только в России, но и за рубежомОсновной владелец «Русагро» Вадим Мошкович и гендиректор агрохолдинга Максим Басов в феврале этого года учредили две компании по разработке программного обеспечения – «Ассистагро» и «Цифровой фермер». Это следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В них им принадлежит по 50% долей.
По словам Басова, он вместе с Мошковичем занимается созданием двух цифровых систем для сельского хозяйства. «Цифровой фермер» задуман как сервис для фермеров: в нем будет предусмотрен b2b-маркетплейс по покупке и продаже сельхозпродукции, оборудования, удобрений и др. Возможно, со временем в нем появятся также системы автоматизации бизнес-процессов, аналитики и др., говорит он. Вторая система, «Ассистагро», будет предназначена «для принятия агрономических решений», говорит он, не уточняя деталей. Оба сервиса планируется опробовать среди российских аграриев уже в 2021 г., после чего их предложат зарубежным компаниям, рассказывает Басов. Представитель Мошковича от комментариев отказался.
«Русагро» – один из крупнейших российских агрохолдингов. В 2020 г. он занял 4-е место по площади сельхозземель (637 000 га) и 3-е место на рынках свинины и сахара. Кроме того, компания – крупнейший производитель подсолнечного масла и маргарина. Выручка «Русагро» по итогам прошлого года составила 159 млрд руб., чистая прибыль – 24,3 млрд руб.
«Цифровой фермер» и «Ассистагро» – личные стартапы бизнесменов, с «Русагро» они на данный момент не связаны, уверяет Басов. Инвестиции в них он не раскрывает. Для выпуска базового продукта в таких проектах потребуется от $300 000 до $500 000, подсчитал исполнительный директор ГК «Эфко» Сергей Иванов. Но, по его словам, для создания работающей платформы с полным функционалом понадобится уже $5–10 млн. Басов не исключает, что у этих стартапов появятся и новые стратегические инвесторы, но не раньше чем через год.
Куда еще инвестирует гендиректор «Русагро»
Гендиректор «Русагро» Максим Басов за последние несколько лет инвестировал в различные сервисы. Так, в 2016 г. он вложил $500 000 в стартап Genotek, который специализируется на генетических исследованиях, сообщал РБК. Также в 2020 г. он приобрел 5% в компании по доставке продуктовых наборов Elementaree, а в 2021 г. увеличил долю в ней до 15%. В начале текущего года он купил 66% сервиса для развития внимания, памяти и мышления «Викиум».
В сельском хозяйстве сейчас идет активная цифровизация и такие продукты пользуются большим спросом, объясняет Басов. С этим утверждением согласен и Иванов. Сама «Эфко» в 2018 г. инвестировала $600 000 в сервис для управления полями ExactFarming и получила в нем долю в 7,4%. Такой маркетплейс – хорошая идея, говорит основной владелец агрохолдинга «Эконива» Штефан Дюрр. Правда, он вряд ли необходим для заключения крупных контрактов, ведь отношения с ключевыми клиентами и поставщиками уже налажены. Однако он может пригодиться для закупки редких видов продукции, а также для реализации побочных продуктов производства, например коровьих шкур. Также он будет полезен для небольших компаний, рассуждает Дюрр.
Основная проблема b2b-маркетплейсов заключается в том, чтобы привлечь на них большое число покупателей и продавцов, говорит основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев. Это может стать основным препятствием для работы как на российском, так и на мировом рынке. Поэтому при сравнительно небольших затратах на создание продукта потребуется несколько десятков миллионов долларов на его продвижение.
Рынок цифровых технологий для аграриев сейчас находится в зачаточном состоянии и не поддается оценке, на нем работает не более двух десятков проектов, говорит Соловьев. На мировом рынке это направление более развито: в 2020 г. рынок агрофудтеха привлек порядка $30 млрд инвестиций, указывает Никита Шашкин, член совета директоров компании «Инттерра» (занимается разработкой и внедрением цифровых сервисов для растениеводства). Бизнесмен приобрел долю в 12,5% в этой фирме в 2020 г. и доволен тем, как она развивается: ее сервисы внедрены в большинстве стран СНГ, у них более 1000 активных клиентов и т. д.
Большая часть проектов на российском рынке – это системы по управлению полями, говорит Соловьев. Несмотря на то что они востребованы, есть сложности с подключением к ним аграриев: они готовы к базовым услугам (например, создание карты полей, мониторинг сельскохозяйственной техники), рассказывает Иванов. А вот более сложные услуги, такие как скаутинг (дистанционный осмотр полей), интеграция технологических карт, использование спутниковых снимков и другие возможности, пока не пользуются большим спросом, так как аграрии здесь и сейчас не видят в них выгоду, резюмирует он.