Авиаторы просят отложить переоборудование посадочных площадок в поселках и деревнях
Это требование разрушит местные авиалинии, предупреждают ониПисьмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой отложить введение требований постановления № 1603 от 5 октября 2020 г. написали российские авиакомпании местной авиации Сибири и Дальнего Востока. С копией документа ознакомились «Ведомости».
Письмо подписано руководителями авиапредприятий «Сибирская легкая авиация», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Камчатское авиационное предприятие», «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», а также представителями Ространснадзора и Росавиации по Восточной Сибири. В пресс-службе правительства на момент публикации не смогли подтвердить получение письма.
Постановление № 1603 было утверждено правительством в октябре 2020 г. Документ вводит новые требования по безопасности для малых посадочных площадок и вертодромов, не подлежащих категорированию – т. е. не сертифицированных в соответствии с нормами Международной организации гражданской авиации (ICAO). По оценке директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в России сегодня действует более 2000 таких площадок и вертодромов, но не на все выполняются регулярные рейсы.
«Таких площадок в рабочем состоянии осталось очень мало, – не соглашается гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. – Большинство из них сконцентрировано в Западной Сибири, где работают нефтяники и оперируют Utair, «Ямал», «Газпром авиа». Частично площадки остались в Красноярском и Хабаровском крае». Эти посадочные площадки почти никак не оборудованы и авиавласти зачастую даже не знают об их существовании, отмечает Рыбак. «Это ничем не огороженная территория с утрамбованным грунтом, рядом стоит столб с ветроуказателем, бочка с керосином для заправки, и это всё», – рассказывает эксперт.
К октябрю 2021 г., согласно постановлению № 1603, операторы таких взлетно-посадочных пунктов (ВПП) должны установить периметровое ограждение ВПП с сигнализацией, организовать контроль доступа и видеонаблюдение, установить системы связи, оповещения, сбора и обработки информации, обеспечить площадку интернетом, набрать штат групп быстрого реагирования (контроль, досмотр, охрана), организовать круглосуточное патрулирование и осмотр полосы.
Авторы письма в правительство посчитали, что расходы на приведение одной площадки в соответствие новым требованиям обойдется в 14,6–25 млн руб. Эксплуатанты предупреждают, что дополнительные издержки отразятся на себестоимости выполнения рейсов и, «как следствие, на величине тарифа для пассажиров». Средний пассажирооборот локальной посадочной площадки составляет всего 1560 человек в год, подсчитали авторы письма. Таким образом, в пересчете на одного пассажира дополнительные затраты составят в среднем 12 800 руб. – на столько вырастет себестоимость самой перевозки. «Учитывая низкую платежеспособность населения, выполнять рейсы по данным направлениям будет нецелесообразно», – признают эксплуатанты.
Вместе эти авиакомпании перевезли за 2020 г. порядка 200 000 человек (для сравнения: пассажиропоток всех российских авиакомпаний составил 69 млн человек). «Это небольшие авиакомпании, которые используют для пассажирских перевозок в основном вертолеты Ми-8Т. У них есть свидетельства эксплуатанта и на самолеты, но летают они на них крайне мало. Основой местных авиалиний был Як-40, который практически не используется сейчас, Ан-24 остались единицы, Ан-2 тоже мало», – говорит Рыбак.
«Просим рассмотреть возможность увеличения сроков реализации мероприятий, предусмотренных постановлением, до 3–5 лет», – говорится в письме. Иначе перевозчики могут прекратить эксплуатировать уже восстановленные площадки и серьезно сократить географию полетов.
Эксперты считают, что предъявляемые постановлением требования избыточны. «Авторами документа не проводились оценки исполнения этих мер ни с точки зрения финансовых затрат на их реализацию, ни с точки зрения возможности привлечения дополнительных кадров, ни с точки зрения соответствия рисков и предлагаемых мер нивелирования этих рисков. Проект даже не обсуждался в отраслевом сообществе до его принятия», – говорит Пантелеев. По его мнению, для решения вопроса нужно или кратно увеличить объем субсидий на перелеты, или переложить расходы по дооборудованию площадок на государство. «Если малую авиацию обременить дополнительными требованиями, ее и без того трудная жизнь превратится в невыносимую», – соглашается Рыбак.