Дальневосточная авиакомпания не получит денег из бюджета

Правительство предлагает профинансировать ее создание за счет регионов
Минтранс готовит изменение в законодательство, чтобы дополнительно субсидировать перевозки в ДФО
Минтранс готовит изменение в законодательство, чтобы дополнительно субсидировать перевозки в ДФО / Юрий Смитюк / ТАСС

Создаваемая региональная авиакомпания для Дальнего Востока не получит господдержки из федерального бюджета в 2021–2023 гг. Это следует из проекта скорректированного плана по достижению национальных целей развития РФ до 2024 г., подготовленного правительством. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность и актуальность подтвердили источник в правительстве и источник в одном из профильных министерств.

Представить план, скорректированный в связи с последствия коронавируса для экономики, должны были в соответствии с поручением Владимира Путина еще до 1 февраля, теперь ожидается, что он будет утвержден к апрелю. В проекте плана, в частности, говорится, что мероприятия по созданию новой авиакомпании и развитию маршрутной сети на Дальнем Востоке следует добавить в госпрограмму «Развитие транспортной системы», первоначально принятую в 2017 г. Финансировать проект в 2021–2023 гг. предлагается только из средств бюджетов субъектов и внебюджетных средств, следует из документа. Источник финансирования на 2024 г. не указан.

Впрочем, собеседник «Ведомостей» в авиаотрасли утверждает, что данный проект остается в статусе федерального и, соответственно, федеральные деньги на него выделяться будут. «Действительно, на данном этапе есть неопределенность, но работа ведется», – говорит он, затрудняясь при этом назвать сроки выделения федеральной господдержки. «Концепция дальневосточной авиакомпании содержит предполагаемые объемы государственной поддержки перевозчика на период до 2025 г. Окончательные параметры господдержки сейчас дорабатываются. Они взаимосвязаны с поставкой отечественной техники в новую авиакомпанию», – сообщил представитель Минтранса.

535

региональных маршрутов будет обслуживать единая дальневосточная авиакомпания, сообщил президенту Путину министр Савельев. Из них 100 – межрегиональные и 435 – местные. Все субъекты ДФО уже подписали договоры купли-продажи 5%-ных пакетов акций «Авроры» и соответствующие акционерные соглашения. В состав акционеров вошли Амурская, Еврейская автономная, Магаданская и Сахалинская области, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, республики Бурятия и Саха (Якутия), Чукотский АО

Согласно концепции Минтранса, на базе дальневосточной авиакомпании «Аврора» в регионе должен быть создан объединенный авиаперевозчик. В «Аврору» планируется передать активы АО «Камчатское авиапредприятие», АО «Авиакомпания «Якутия», КГУП «Хабаровские авиалинии», АО «АК Полярные авиалинии», ГП ЧАО «Чукотавиа». Ранее правительство планировало выделить на этот проект из бюджета 30 млрд руб., писали «Ведомости». Источник издания, близкий к руководству «Авроры», знает, что именно такая сумма была запрошена для закупки новых самолетов.

Между тем 10 марта глава Минтранса Виталий Савельев на совещании у президента уже отчитался о создании перевозчика. Сахалинская область приобрела 51% акций «Авроры» (ранее входила в группу «Аэрофлот») за символический один рубль, работа по покупке акций «Авроры» властями субъектов Дальневосточного федерального округа уже ведется, сама компания вот-вот начнет работу, заявил он. Источник «Ведомостей» в регионе при этом утверждает, что процедура передачи блокпакетов акций региональных авиакомпаний в собственность «Авроры» займет не менее двух лет. «Сроки передачи пакетов акций региональных авиакомпаний зависят от сроков процедур приватизации в отношении АО, а также акционирования и приватизации в отношении краевых предприятий», – соглашается представитель Минтранса.

«Не все в регионах довольны таким подходом и готовы с легкостью передать активы в «Аврору». Местные перевозчики понимают, что вся господдержка в дальнейшем будет стекаться именно в эту компанию, а остальным ничего не достанется», – говорит источник «Ведомостей», знакомый с обсуждением проекта.

Без ответа остается вопрос и об источнике средств на новые самолеты. В объединенную авиакомпанию планируют закупать не только девятиместный разрабатываемый самолет «Байкал» (на замену «кукурузнику» «Ан-2»), но и Superjet 100, знает собеседник «Ведомостей» в компании-авиапроизводителе. Всего до конца 2024 г. планируется закупить 45 самолетов. «Сейчас рассчитывается потребность проекта в господдержке с разбивкой по годам на период до 2025 г., Минтранс готовит изменение в законодательство, чтобы дополнительно субсидировать перевозки в ДФО через механизм софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ», – сообщил «Ведомостям» глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

В пресс-службе правительства отказались комментировать новые планы финансирования авиакомпании. Представитель Минфина переадресовал вопросы в Минтранс. Представитель профильного вице-премьера Андрея Белоусова не ответил на запрос «Ведомостей».