Объемы газа в европейских хранилищах снизились до минимума за два года
Это может оказаться выгодно не только «Газпрому», но и «Нафтогазу»Запасы газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ) на фоне аномальных холодов снизились до 33% – минимального уровня за последние два года, следует из данных Gas Infrastructure Europe. Меньший объем наблюдался лишь в апреле 2018 г., когда газовые хранилища были заполнены всего на 18%. В марте 2019 г. уровень загрузки ПХГ составлял 41%, в тот же месяц прошлого года – 57%.
Так, по последним данным AGSI+, объем газа в подземных хранилищах Италии уменьшился до 39%, в Австрии – до 33%, в Германии и Нидерландах – до 27%, во Франции – до 18%. Отбор газа из европейских ПХГ традиционно продолжается до конца марта – начала апреля, поэтому еще в течение нескольких недель запасы, вероятно, продолжат снижаться, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Повышением спроса на газ в ЕС из-за суровой зимы воспользовался «Газпром»: как писали «Ведомости», в январе – феврале 2021 г. компания увеличила экспорт природного газа в Европу до 34,5 млрд куб. м. Это на 32,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом газовый монополист вместо наращивания прокачки трубопроводного газа из России поставлял его потребителям из собственных европейских хранилищ.
Прокачку можно было нарастить лишь за счет ГТС Украины, учитывая максимальную загрузку «Северного потока» и трубопровода «Ямал – Европа», говорит Юшков. Но и здесь «Газпром», по его словам, уперся в потолок предоплаченных суточных объемов прокачки в 123 млн куб. м. Чтобы еще больше увеличить транзит газа, ему пришлось бы доплачивать за транспортные мощности по повышенному тарифу, который выше стандартного в 1,1–1,5 раза (в зависимости от времени бронирования трубы).
Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова отмечает, что «Газпрому», с одной стороны, нужно было уменьшить объем запасов, сформировавшихся в течение 2019 г. с целью снижения рисков из-за окончания транзитного контракта с Украиной. С другой – компания не стала наращивать экспорт, чтобы не допустить избытка газа на европейском рынке и обвала цен. В результате компании, по мнению экспертов, удалось убить двух зайцев: не доплачивать Украине за транзит и обеспечить высокий уровень цен на газ на европейском рынке.
В начале марта темпы отбора газа из европейских ПХГ по сравнению со второй половиной февраля возросли еще больше, говорит Белова. Это немедленно отразилось на спотовых ценах: так, 5 марта на нидерландском хабе TTF за 1000 куб. м газа платили по $200, а по состоянию на вечер 11 марта – уже $220. В целом с начала года средняя спотовая цена газа на TTF составила $234 за 1000 куб. м. Это больше, чем заложенный в бюджет «Газпрома» на текущий год уровень в $170 за 1000 куб. м, а также значительно выше стоимости, при которой экспорт в ЕС становится для «Газпрома» рентабельным ($100 за 1000 куб. м). В самой компании сказали «Ведомостям», что поднимают свой газ из европейских ПХГ в рамках заявок по долгосрочным контрактам, поэтому именно это на динамику спотовых цен оказать влияние в данный момент не может.
Тем не менее сокращение запасов ПХГ в Европе продолжится до конца марта, а значит, и спотовые цены будут расти, добавляет Белова.
К концу отопительного сезона, по оценкам Vygon Consulting, запасы газа в европейских ПХГ окажутся примерно на 20–25% ниже, чем в прошлом году. В течение летнего сезона в европейские хранилища необходимо будет закачать 70–75 млрд куб. м газа, добавляет аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. «Если ценовая конъюнктура сложится должным образом – т. е. будет устойчивое превышение цен на газ в Азии над европейскими, – то «Газпром» сможет активно бороться за европейский летний газовый рынок», – считает Капитонов.
При этом, по его мнению, «Газпрому» в июне – августе будет крайне сложно обеспечить максимальный уровень поставок в Европу без бронирования дополнительных мощностей на украинском направлении у «Нафтогаза». Эксперт пояснил, что зимой компания смогла избежать этого за счет поставок из собственных европейских хранилищ, но к лету они опустеют и эта стратегия не сработает.