Правительство согласилось изменить механизм сдерживания цен на АЗС
Осталось отыскать на это в бюджете по 135 млрд рублей в годРоссийское правительство скорректирует формулу демпферного механизма, стабилизирующего стоимость автомобильного топлива в стране, сообщила 10 марта пресс-служба кабинета министров. Решение было принято на совещании у зампредседателя правительства – руководителя аппарата Дмитрия Григоренко и курирующего ТЭК вице-премьера Александра Новака. В нем также принимали участие представители нефтегазовых компаний.
«Решено откорректировать заложенную в формуле действующего демпферного механизма цену внутреннего рынка на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019–2020 гг.», – сообщили в правительстве по итогам совещания. Иными словами, в расчет будет приниматься динамика фактических цен на АЗС, а не общий уровень официальной инфляции. Эту схему для расчета демпфера распространят и на все последующие периоды. Но когда именно она заработает, не уточняется. В пресс-службе кабинета министров запрос «Ведомостей» по этому поводу переадресовали в секретариат Новака, там на вопросы не ответили.
Изменение формулы расчета, полагают в правительстве, должно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора в РФ и создать условия для того, чтобы розничные цены на АЗС и дальше оставались в пределах инфляции.
> 400 млрд руб.
столько заплатили нефтяники в бюджет в прошлом году в результате действия демпферного механизма
Демпферный механизм начал действовать в 2019 г., его было решено использовать после резкого скачка цен на бензин и дизель на автозаправках в 2018 г. Суть механизма в следующем: когда автомобильное топливо за рубежом стоит дороже, чем на внутреннем рынке, государство компенсирует НПЗ разницу, чтобы мотивировать их больше топлива продавать в России.
Но когда зарубежные цены на бензин и дизель оказываются ниже внутрироссийских, уже нефтяники доплачивают в бюджет (так, за 2020 г., по оценкам Минфина, благодаря демпферу бюджет пополнился на сумму более 400 млрд руб.). Именно поэтому в период резкого падения стоимости нефти и нефтепродуктов в прошлом году бензин в России не дешевел. При этом формула демпферного механизма для расчета выплат учитывает не реальные цены на автозаправках, а так называемую индикативную цену, которая ежегодно индексируется на уровень инфляции. В частности, на 2021 г. эта цена составляет для бензина 56 300 руб./т, для дизельного топлива – 50 700 руб./т.
Нефтяники жаловались, что демпфер не отражает реальную ситуацию на рынке: при официальной инфляции в 5% за год цены на бензин на АЗС в прошлом году выросли только на 2,5%. Инициатор изменений механизма глава «Газпром нефти» Александр Дюков пояснял в январе 2021 г., что демпфер в его нынешнем виде сильно снижает маржу компании по всей цепочке от переработки нефти на НПЗ до сбыта нефтепродуктов.
Минфин против: замглавы министерства Алексей Сазанов в январе называл проблемы нефтепереработчиков временными и связывал их с пандемией коронавируса. «Бюджету надо будет больше занять и отдать эти деньги нефтяникам – такой подход в сегодняшних условиях невозможен», – пояснил он (цитата по «Интерфаксу»). В феврале в Минфине говорили, что такая корректировка возможна не ранее 2024 г.
По мнению старшего консультанта Vygon Consulting Евгения Тыртова, самое важное – увеличение компенсаций для НПЗ, направляющих значительные объемы выпуска на внутренний рынок. Для них дополнительный положительный эффект от изменения формулы демпфера составит до 800 руб. с каждой тонны переработанной нефти.
По его словам, корректировка также должна снизить давление на оптово-розничный рынок топлива, поскольку рост выплат по демпферу будет частично перераспределен с НПЗ в розницу, т. е. на автозаправки. «АЗС сейчас зажаты между быстро выросшими оптовыми котировками на топливо (в начале 2021 г. рост достигал десятков процентов в неделю. – «Ведомости») и розничными ценами, рост которых ограничен инфляцией», – пояснил он.
«Менять что-то в параметрах демпфера бюджет не может себе позволить. Это означает, что надо будет больше занять и отдать эти деньги нефтяникам».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что проблемы с рентабельностью нефтепереработки приводили к локальному дефициту топлива в отдельных регионах, в частности в Дальневосточном федеральном округе. Принятое решение – «компромисс, найденный в ходе аппаратной борьбы в правительстве», полагает Юшков. Он добавляет, что тяжелее всего в этой борьбе пришлось Минэнерго, которому, с одной стороны, нужно было стабилизировать ситуацию на топливном рынке, а с другой – убеждать Минфин в необходимости дополнительных трат из бюджета.
По оценке Тыртова, применение при расчете демпфера фактических значений инфляции потребительских цен на моторные топлива в 2019–2020 гг. увеличит компенсации из казны нефтяникам на 135 млрд руб. в год. Финансовое положение независимых АЗС (не принадлежащих нефтяным компаниям) принятая корректировка демпфера существенно не улучшит, считает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. По его мнению, выгодоприобретателями прежде всего станут НПЗ, принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям. Впрочем, даже в их случае такая «надбавка» существенно не повлияет на маржинальность нефтепереработки.
В нефтяных компаниях РФ на запросы «Ведомостей» оперативно не ответили.