Выручка Трубной металлургической компании за год снизилась на четверть

Повысить вес ТМК на рынке может покупка компанией 86,54% акций Челябинского трубопрокатного завода
ТМК
ТМК

В 2020 г. доходы Трубной металлургической компании (ТМК), 65% акций которой принадлежат бизнесмену Дмитрию Пумпянскому, составили 222,6 млрд руб., свидетельствуют данные годового финансового отчета компании, опубликованные 9 марта. Это на 28% ниже, чем в 2019 г. При этом объем реализованной трубной продукции – сварных и бесшовных труб – снизился на 27% по сравнению с 2019 г. до 2,8 млн т.

Старший аналитик компании «Атон» Андрей Лобазов считает, что главная причина столь резкого падения выручки ТМК – продажа ее американского дивизиона. «В 2019 г. TMK Ipsco принес группе ТМК 58 млрд руб. выручки, но из-за волатильности на американском рынке это подразделение было практически неприбыльным – EBITDA за этот период составила всего 2 млрд руб., – объясняет он. – Выручка российского дивизиона в 2020 г. также сократилась из-за коронавируса – на 27 млрд руб. год к году. Причем на российском рынке из-за пандемии сильнее всего пострадал сегмент труб большого диаметра – отгрузки по сравнению с 2019 г. сократились с 2,1 млн до до 1,5 млн т. Но при этом показатель EBITDA ТМК остался на уровне прошлого года – 42,5 млрд руб. Да, этому в немалой степени способствовало падение рубля, но все равно это хороший результат. У иностранных компаний он гораздо скромнее – EBITDA Tenaris упала более чем на 50%, Vallourec – более чем на 25%. Так что, можно сказать, ТМК вовремя избавилась от неприбыльного актива, учитывая волатильный спрос на трубы в США».

По словам руководителя группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максима Худалова, хотя ожидавшегося в 2020 г. коллапса на сырьевых рынках и не случилось, из-за роста цен на сырье для труб – в первую очередь на лом черных металлов, который в ноябре – декабре 2020 г. подорожал на 50%, – снизилась рентабельность трубной промышленности. «Переложить [увеличение себестоимости] на основных покупателей труб большого диаметра – нефтяные и газовые компании – очень сложно. В контрактах рост цен на сырье не является важным аргументом в пользу повышения цен на готовую продукцию. Поэтому дополнительные издержки ложатся на плечи трубных компаний. И это хорошо видно по операционным денежным потокам, которые упали», – пояснил Худалов.

По его словам, во многом ситуацию с ценами на трубы для ТМК может исправить сделка по покупке 86,54% акций группы «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ) за 84,2 млрд руб., о которой ТМК объявила 9 марта. «Покупка ЧТПЗ усилит позиции ТМК на рынке бесшовных труб для нефтянки, поскольку доля объединенной компании на рынке превысит 70%, – объясняет Худалов. – Это позволит ТМК более комфортно чувствовать себя на внутреннем рынке. Конечно, переложить все издержки на покупателей не получится – мгновенно на смену российским трубам придут китайские, которые в случае антидемпинговых расследований станут корейскими, вьетнамскими и какими угодно еще. Но вполне реально повысить цены на трубы на 20–30%».

Для российских производителей труб отечественные нефтегазовые компании сейчас практически единственный потребитель, продолжает он. Альтернатива им – Ближний Восток, где придется конкурировать с китайскими, украинскими и европейскими производителями, а также рынки находящихся под санкциями Ирана и Сирии. «Во всех этих странах серьезного сбыта не найти – максимум 300 000–400 000 т за год. А нужны объемы хотя бы в 1–2 млн т. Раньше такие объемы выполнялись за счет международных подразделений ТМК, в первую очередь американского, от которого компания отказалась», – добавил Худалов.

В пресс-службе ТМК «Ведомостям» сообщили, что продажа Ipsco произошла в рамках монетизации международных активов компании, «значительно повысила акционерную стоимость ТМК и позволила сосредоточиться на ключевом для компании российском рынке». Представитель компании подтвердил, что Ipsco обеспечивала почти четверть выручки, прибыли, мощностей и производства ТМК.

При этом кризис на трубном рынке в 2020 г. почти не затронул высокотехнологичные решения, которые продвигает компания, – премиальные резьбовые соединения, трубы из нержавеющих марок стали и другие разработки. «Этот сегмент сохранил устойчивость, что позволило нарастить объемы отгрузок по некоторым видам продуктов», – пояснил представитель компании. Он добавил, что ТМК находится в поисках новых рынков сбыта. В частности, компания договорилась о поставках высокотехнологичной трубной продукции в Венгрию, заключила контракт с Узбекистаном на поставку труб «Узбекнефтегазу» и с «Росатомом» на оснащение парогенераторов. По прогнозам ТМК, в 2021 г. сохранится стабильный спрос на нефтегазопромышленные трубы со стороны российских компаний, а также начнется постепенное восстановление европейского рынка за счет господдержки и отмены эпидемиологических ограничений. «В случае восстановления конъюнктуры рынка выручка компании в 2021 г. может вырасти до 20%», – пояснил представитель ТМК.