Fix Price проведет крупнейшее IPO среди российских ритейлеров
Акционеры сети могут привлечь до $2 млрд в ходе размещенияГлобальные депозитарные расписки (GDR) сети магазинов фиксированных цен Fix Price c 10 марта начнут торговаться на Лондонской фондовой бирже. Одновременно бумаги компании будут доступны и на Московской бирже. В самом конце прошлой недели Fix Price объявила, что ее IPO пройдет по верхней границе ценового коридора – $9,75 за GDR. Это означает, что капитализация компании была оценена в $8,28 млрд.
Из сообщения компании следует, что ее акционеры предложили инвесторам 178,37 млн бумаг (21% уставного капитала). Соответственно, они могут привлечь в ходе IPO $1,74 млрд. Там же сказано, что у владельцев компании есть опцион на продажу еще 26,8 млн GDR. В случае размещения этих бумаг они получат в общей сложности $2 млрд, а общий free float составит 24,1%. Сейчас крупнейшие акционеры Fix Price – основатели ритейлера «Копейка» Артем Хачатрян и Сергей Ломакин, которым совокупно принадлежит 83,31% акций сети. Еще 9,94% у структуры Marathon Group Александра Винокурова, 4% у Goldman Sachs Group. После IPO их доли (с учетом опциона) снизятся до 67,87, 2,98 и 2,79% соответственно. Как владельцы Fix Price планируют использовать вырученные от продажи акций средства, их представители не комментируют.
Гендиректор Fix Price Дмитрий Кирсанов в сообщении компании указывает, что ее IPO – крупнейшее размещение среди ритейлеров. Это подтверждают и опрошенные «Ведомостями» аналитики. Так, Ozon в прошлом году привлек $1,2 млрд (при этом сейчас его капитализация превышает $11 млрд), а в 2005 г. сеть «Пятерочка», которая потом была переименована в X5 Retail Group, выручила от продажи своих акций $600 млн.
Из сообщения Fix Price следует, что в IPO компании на $150 млн примет участие суверенный фонд Qatar Investment Authorities. Кроме того, ее GDR также купят фонды под управлением американской BlackRock ($150 млн), сингапурской GIC ($100 млн) и голландской APG ($75 млн). Представитель последней от комментариев отказался. Запросы «Ведомостей» в остальные фонды остались без ответов.
Fix Price – сеть магазинов-дискаунтеров с фиксированными ценами (от 50 до 249 руб.). В этом сегменте, по данным Oliver Wyman, доля компании на рынке составляет 93%. Сеть насчитывает 4279 магазинов и представлена в 79 субъектах России, а также в Казахстане, Грузии, Белоруссии, Латвии, Киргизии и Узбекистане. Выручка компании по итогам 2020 г. по МСФО составила 190,1 млрд руб. (+33% год к году), чистая прибыль увеличились на треть до 17,6 млрд руб.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко уже называет IPO Fix Price успешным, так как компании удалось достичь серьезной оценки своих акций. Осенью прошлого года Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщал, что рыночная стоимость сети может составить лишь $6 млрд. «Фундаментальных причин платить за компанию дороже, чем за лидеров рынка (X5 Retail Group, «Магнит», «Детский мир», «М.видео»), нет, так что причина такого ажиотажа кроется просто в красивой истории», – считает Кривошапко.
С ним согласен гендиректор компании «Infoline аналитика» Михаил Бурмистров, который объясняет, что высокий интерес к размещению Fix Price во многом объясняется тем, что бизнес-модель, по которой работает компания, понятна зарубежным инвесторам, так как в мире есть ряд аналогичных крупных игроков, с которыми они уже знакомы. Кроме того, сеть быстро и устойчиво растет, у нее высокие темпы сопоставимых продаж и практически нет долга, продолжает Бурмистров.
По его словам, Fix Price также заявила, что будет платить высокие дивиденды, что также могло заинтересовать инвесторов. В проспекте компании сказано, что она планирует направлять на дивиденды не менее 50% своей прибыли и выплачивать их намеревается каждые полгода. Кроме того, инвесторы истосковались по интересным проектам, а в мире много денег, поэтому такие новые активы выглядят очень привлекательно, резюмирует Бурмистров.
Похожие оценки и у старшего аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова. Он считает, что интересу западных фондов к акциям Fix Price способствовало и успешное размещение Ozon, который сейчас демонстрирует хорошие финансовые показатели. Он также добавляет, что сегмент товаров по низким фиксированным ценам растет, тут мало игроков и высокая рентабельность.
Впрочем, есть и риски. В частности, Кривошапко видит их в том, что Fix Price не присутствует в онлайне, а этот сегмент сейчас развивается очень активно. Кроме того, по его словам, несмотря на то что формально сеть пока единственный крупный игрок в своем сегменте на российском рынке, ей все же приходится конкурировать с другими ведущими ритейлерами.
Кривошапко напоминает, что похожую сеть «Чижик» уже начала развивать Х5. Компания также может достичь предела в развитии, предупреждает эксперт. Такая проблема если и возникнет, то не в ближайшие годы, не соглашается Бурмистров. У сети, по его словам, еще есть потенциал для развития в маленьких городах. Он считает, что за счет них Fix Price может вырасти втрое – до 10 000–12 000 магазинов, но «больше вряд ли». Аналитики Альфа-банка в своем отчете также обращают внимание на то, что 29% поставок у сети приходится на пять китайских компаний. Они считают такую цепочку рискованной.