Лоукостер «Победа» открывает новую базу в «Шереметьево»
На нее в 2021 году придется около 11% пассажиропотока компании11% прогнозируемого пассажиропотока лоукостера в 2021 г. придется именно на клиентов в «Шереметьево». «Суммарно мы хотим перевезти в 2021 г. 13,5 млн человек. Только из «Шереметьево» – 1,5 млн человек», – заявил гендиректор компании Андрей Калмыков на брифинге для журналистов.
В 2020 г., когда компания полностью останавливала полеты на два месяца (апрель – май), пассажиропоток составил 9,1 млн человек, в 2019 г. – 10,3 млн человек. Согласно стратегии группы «Аэрофлот» (авиакомпании «Аэрофлот», «Победа» и «Россия»), к 2028 г. лоукостер должен перевозить почти половину клиентов группы – 55–65 млн человек в год из 130 млн. В прошлом году все авиакомпании «Аэрофлота» перевезли 30,2 млн человек.
О запуске код-шеринга между «Победой» и «Аэрофлотом» «Ведомости» писали в ноябре. Схема предполагает, что лоукостер будет осуществлять часть рейсов в «Шереметьево», которые ранее выполнял «Аэрофлот», с теми же кодами. В московском хабе пассажиры будут пересаживаться на дальнемагистральные рейсы «Аэрофлота». Схема будет работать и в обратном направлении – из-за рубежа в регион с пересадкой и сменой перевозчика в «Шереметьево». Купить билеты на эти рейсы можно будет на сайтах обоих перевозчиков.
Ранее «Победа» всегда выполняла московские рейсы только из «Внуково». Также перевозчик интенсивно летает по региональной маршрутной сети в обход Москвы.
Для выполнения новых рейсов «Победа» в этом году получит в сублизинг от «Аэрофлота» 10 лайнеров Boeing 737-800, перекомпонованных по ее стандартам: 189 кресел вместо 158 у «Аэрофлота». «Два самолета уже перекрашены, в апреле мы их получим, с мая начнем летать. Летом из «Шереметьево» будет летать 10 самолетов. В следующем году из парка «Аэрофлота» придет еще 24», – рассказал Калмыков. Всего перевозчик должен получить 50 Boeing от материнской компании.
«Победа» в «Шереметьево»
Из «Шереметьево» «Победа» будет летать по 13 направлениям – 12 российским и 1 зарубежному. В мае начнутся полеты в Пермь и Чебоксары, в июне – в Горно-Алтайск, Екатеринбург, Нальчик, Петрозаводск, Сочи, Уфу и Анталью, в июле – в Барнаул, Владикавказ, Минеральные Воды и Ульяновск, рассказали в компании. При этом «Аэрофлот» продолжит сам выполнять рейсы из «Шереметьево» в Екатеринбург, Сочи и Анталью.
Калмыков сообщил, что на рейсах из «Шереметьево» сохранятся правила провоза ручной клади и багажа, политика ценообразования «Победы»: «Все тарифы будут строиться по таким же принципам, как из «Внуково», – динамическое ценообразование (цены зависят от спроса. – «Ведомости»), и мы сохраняем наши минимальные тарифы 499 и 999 руб.».
Кроме того, «Победа» рассчитывает сохранить в «Шереметьево» то время разворота судна, которого смогла добиться во «Внуково», – 25 минут. За это время компания успевает высадить пассажиров и посадить новых, выгрузить/загрузить багаж, произвести уборку салона, залить воду, заправить самолет топливом. Для сравнения: разворот судов «Аэрофлота» осуществляется в среднем за 1,5 часа, говорит источник «Ведомостей» в авиаотрасли.
Компания Boeing указывала, что «Победа» наиболее эффективно из авиакомпаний эксплуатирует свои самолеты и таким образом обеспечивает им высокий налет: чем больше самолет летает, тем больше денег зарабатывает, повышая операционную эффективность перевозчика.
«Шереметьево» нам гарантирует то же минимальное время разворота рейса, что и во «Внуково». Мы планируем как минимум сохранить заполняемость кресел, а в идеале – увеличить. Сейчас средняя заполняемость – 93%», – сказал Калмыков. При этом он добавил, что если самолеты лоукостера будут часто направлять на третью взлетно-посадочную полосу (ВПП) «Шереметьево», то «могут возникнуть проблемы». Третья ВПП была введена в эксплуатацию в сентябре 2019 г., это самая удаленная от аэровокзала полоса – чтобы добраться до терминалов, самолету нужно рулить по мостовому переходу над шоссе. Время руления от третьей ВПП до терминала D, откуда будет летать «Победа», составляет примерно 40 минут.
Представитель аэропорта сообщил «Ведомостям», что взлет самолетов «Победы» будет осуществляться со всех трех ВПП. «В соответствии с договорными обязательствами «Шереметьево» обеспечит разворот воздушных судов авиакомпании «Победа» в регламентируемое время. Для этого аэропорт запланировал и выделит необходимые производственные ресурсы и квалифицированный персонал, – сообщил «Ведомостям» представитель МАШ. – Для аэропорта «Победа» это не первый лоукост-перевозчик. У нас был плодотворный опыт сотрудничества с одним из пионеров бюджетного сегмента рынка в России – авиакомпанией «Авианова». «Авианова», которая начала работать в 2009 г., закрылась из-за убыточности и долгов уже в конце 2011 г.
Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает, что риски проекта «Победы» в «Шереметьево» не во времени разворота и руления судна, а в предлагаемом продукте. «Пока что у схемы код-шеринга «Победы» и «Аэрофлота» в «Шереметьево» отсутствует бесшовный продукт. Если речь про трансферные рейсы, самое важное – это обеспечить сопоставимые условия по багажу и ручной кладки и сервису на обоих сегментах перевозки. Сервис «Победы» может быть легким шоком для многих пассажиров «Аэрофлота», время стыковки надо будет увеличивать для сдачи ручной клади с рейса «Аэрофлота» в багаж на рейсе «Победы», так как у компаний разные требования», – говорит эксперт. В результате большая часть пассажиров группы «Аэрофлот» с этих направлений может уйти к конкурентам, например к S7, полагает эксперт. Крамаренко также уточнил, что «Победа» как ультралоукостер самостоятельно смогла бы нарастить пассажиропоток в 2021 г., но запуск совместного с «Аэрофлотом» продукта требует изменения модели лоукостера, что может помешать ему.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что в России для многих стоимость билета становится главным критерием при выборе авиакомпании. «С учетом тарифной политики «Победы» заполняемость кресел обеспечить можно», – говорит эксперт. «Но мне пока тоже непонятно, как премиальный пассажир «Аэрофлота» полетит «Победой», – добавляет он.
Гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов обещает, что во всем разберется лично. «Для меня лично наше код-шеринговое соглашение остается сложным инструментом. Перед тем как пустить пассажиров по этому направлению, мы – менеджмент и члены правления – планируем сами на себе опробовать, как это работает: как летим, как сдаем вещи в багаж. Возьмем с собой самую дорогую ручную кладь, посмотрим, что с ней будет после полета «Победой». Мы понимаем, что это нетривиально, и попробуем на себе все отработать», – рассказал он журналистам.