«Новапорт» вложится в инфраструктуру для обслуживания Superjet 100
Ее пользователем станет Red Wings, которая откроет хабы в аэропортах холдингаКорпорация АЕОН Романа Троценко и «Ростех» займутся созданием инфраструктуры для обслуживания самолетов SSJ100 в региональных аэропортах. Послепродажное обслуживание самолетов SSJ100 было предметом постоянной критики эксплуатантов
Корпорация АЕОН и «Ростех» подписали меморандум о сотрудничестве, о чем «Ведомостям» сообщил источник, близкий к одной из сторон сделки, и подтвердил гендиректор входящего в корпорацию АЕОН «Новапорта» Сергей Рудаков. «Новапорт» владеет 18 региональными аэропортами в России, базы сервисного обслуживания могут быть построены в трех из них – Челябинске, Перми и, возможно, Калининграде. Это те города, где собирается забазировать свои SSJ100 подконтрольная «Ростеху» авиакомпания Red Wings.
«Мы инвестируем в базы сервисного обслуживания – ангар, лаборатории, оборудование – под договор долгосрочной аренды с авиакомпанией Red Wings», – рассказал Рудаков. Объем инвестиций будет зависеть от количества рейсов и авиатрафика, который сможет обеспечить авиакомпания. В среднем один инфраструктурный объект вместе с оборудованием обойдется в 1,5 млрд руб., говорит Рудаков.
Представитель «Ростеха» не подтвердил «Ведомостям» подписание меморандума, но добавил, что госкорпорация обсуждает с эксплуатантами и аэропортами меры по повышению качества сервисного обеспечения и развитию сервисной инфраструктуры под самолеты SSJ100 и разрабатывающиеся МС-21 и Ил-114-300.
Авиакомпания Red Wings реализует программу закупки самолетов SSJ100, скопившихся у производителя, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, тоже принадлежит «Ростеху»). Программу одобрил президент Владимир Путин. Сейчас в парке Red Wings четыре SSJ100. К 2025 г. перевозчик должен получить до 60 этих российских самолетов. Под российский лайнер компания решила развивать хабовую модель перевозок, открывая базы в аэропортах. Осенью Red Wings начала осуществлять разлет из своего первого регионального хаба – «Кольцово» в Екатеринбурге.
По словам представителя перевозчика, следующий после «Кольцово» хаб будет создан в Челябинске, рассматривается вопрос создания баз в аэропортах Перми и Калининграда. «Нашему проекту по эксплуатации SSJ100 в регионах почти полгода, и он развивается успешно: сейчас на пике низкого сезона средняя загрузка рейсов из Екатеринбурга превышает 80%. Субсидии Минтранса и регионов позволяют создавать дополнительный спрос на перевозки, минуя Москву. При росте субсидирования будет быстро расти и сеть региональных маршрутов, поэтому на определенном этапе необходимо будет решать задачу техобслуживания этих самолетов», – говорит представитель компании.
Создание новых сервисных хабов в России не решит проблем с поставками используемых в SSJ100 импортных запчастей и обслуживанием самолета за границей, и министр промышленности Денис Мантуров и глава «Ростеха» Сергей Чемезов признавали, что это тормозит развитие проекта Sukhoi Superjet. В январе стало известно, что «Иркут» выкупает обратно шесть SSJ100 у лизинговой компании RJ Leasing, которая отдала суда в эксплуатацию ирландской CityJet. Компания отказалась от SSJ100 из-за проблем с обслуживанием и нехватки запчастей, сообщал «Коммерсантъ». На сегодня единственным зарубежным эксплуатантом российского самолета остается мексиканская Interjet.
SSJ100 уже обслуживают на базе «Сухого» в Жуковском. Кроме того, ремонт этих судов производят частные компании «Тулпар техник» (Татарстан), S7 Technics (входит в группу S7, ремонтирует в Новосибирске и Минводах), «А-Техникс» (входит в группу «Аэрофлот», ремонтирует в шести региональных аэропортах). А в январе этого года был открыт новый сервисный центр «Иркута» (входит в ОАК) в Комсомольске-на-Амуре.
Создание «Новапортом» новой базы техобслуживания логично с приходом эксплуатанта в новый аэропорт, считает замначальника авиационно-технической базы «Тулпар техника» Марат Нигматуллин. «На выбор оператора техобслуживания в первую очередь влияет географический фактор: эксплуатанты стремятся провести ремонт в тех точках, куда у них есть рейсы. Но в целом этот рынок конкурентен, и эксплуатанты могут учитывать также стоимость и сроки обслуживания, пригоняя самолет на обслуживание в другой аэропорт», – добавляет он.
Эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает, что проект «Новапорта» скорее ориентирован на создание линейных станций обслуживания, на которых можно осуществлять легкие формы работ. Например, транзитное ТО, которое выполняется перед каждым вылетом судна, если время после посадки составляет менее трех часов, или ежедневный осмотр. Кроме того, сомнительно создание базы в указанных городах, так как там нет центра компетенций по обслуживанию самолетов и соответствующего персонала. «Основные затраты в техобслуживании – это стоимость работы техников. Нельзя с нуля создать серьезного провайдера ТО – нужен опыт, персонал, компетенции. В Калининград на SSJ100 выполняется два рейса в месяц, и гонять туда самолет только ради обслуживания бессмысленно», – заявляет эксперт.