United Airlines купит 200 аэротакси для доставки пассажиров в аэропорт

Это первая крупная сделка на зарождающемся рынке электрических летательных аппаратов
Archer Aviation
Archer Aviation

Одна из крупнейших авиакомпаний мира – американская United Airlines объявила 10 февраля о стратегическом партнерстве со стартапом Archer, который занимается разработкой электрических летательных аппаратов вертикального взлета и посадки (eVTOL). Авиакомпания приобретет у него 200 аппаратов на сумму $1 млрд для использования в качестве аэротакси, у United Airlines также будет опцион на приобретение еще 100 машин.

Партнером United Airlines в сделке с Archer выступит небольшая местная авиакомпания Mesa Airlines (возможно, она и будет оператором покупаемых eVTOL). Известно также, что United Airlines, Mesa Airlines и автоконцерн Stellantis (союз Groupe PSA и Fiat Chrysler) поучаствуют в IPO Archer: компания планирует в 2021 г. выйти на биржу, сделка должна принести компании $1,1 млрд при оценке в $3,8 млрд.

Archer была основана в 2020 г. По заявлению компании, ее электрические летательные аппараты будут иметь дальность полета на одной зарядке примерно 100 км при скорости 240 км/ч. Archer намерена запустить производство в 2023 г. и начать первые коммерческие полеты в 2024 г. Это довольно амбициозный план, если учесть, что аппараты Archer пока существуют в виде футуристических картинок и, соответственно, еще не прошли сертификацию.

Первым аэропортом, который будут обслуживать аэротакси United Airlines, станет аэропорт Лос-Анджелеса. По данным Archer, при доставке в аэропорт по воздуху на 20-километровом маршруте из Голливуда выбросы СО2 в расчете на одного пассажира будут на 50% меньше в сравнении с поездкой на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Правда, и стоить это будет около $5 за 1 км с пассажира.

Отсутствие сертификатов не единственная проблема Archer и других стартапов, разрабатывающих eVTOL. Американский инвестиционный банк Morgan Stanley в начале 2019 г. спрогнозировал объем этого рынка в $1,5 трлн к 2040 г. Но до этого участникам рынка придется решить вопросы с инфраструктурой, лицензированием пилотов, правилами полетов новых аппаратов. Кроме того, многие аналитики указывают на отсутствие на данный момент осязаемых результатов у большинства стартапов.

По информации Fortune, разработкой eVTOL сегодня занимается более 300 компаний. Это не только небольшие стартапы, но и гиганты авиационной и автомобильной промышленности. Свои футуристические картинки показывали Airbus и Boeing, Hyundai и Toyota, и даже Rolls-Royce и Cadillac. Среди небольших стартапов на слуху названия американского Joby Aviation (в декабре 2020 г. приобрел подразделение аэротакси Uber) и немецкого Lilium. Но пока никто не рискует утверждать, какие названия займут почетные места в списке лидеров рынка электрических летательных аппаратов.