Ценам на иностранную спецтехнику в России предрекли скачок

Доля российской техники на этом рынке составляет всего 15–25%
По подсчетам АЕБ, утильсбор на один асфальтоукладчик вырастет с 667 000 руб. сразу до 2,392 млн руб.
По подсчетам АЕБ, утильсбор на один асфальтоукладчик вырастет с 667 000 руб. сразу до 2,392 млн руб. / Максим Стулов / Ведомости

Прогноз роста цен на спецтехнику 11 февраля дал на пресс-конференции глава комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ, гендиректор Volvo Construction Equipment в России и СНГ Андрей Комов. Комитет направил премьер-министру России предложение не повышать сбор. В пресс-службе правительства отказались подтвердить получение письма.

Обсуждение проекта постановления правительства, подготовленного Минпромторгом, о повышении утилизационного сбора на автомобили и спец- и сельхозтехнику завершилось в начале февраля. Сбор на автомобили планируется увеличить на 25%, на спецтехнику – в 2–4 раза. К примеру, по подсчетам АЕБ, утильсбор на один асфальтоукладчик вырастет с 667 000 руб. сразу до 2,392 млн руб. Постановление пока не принято.

Доля утильсбора в различных типах техники разная, но в некоторых она довольно существенная. Так, на сочлененные самосвалы он доходит до 25% от цены. При этом, если доля российских производителей грейдеров составляла 32–100% рынка в РФ в 2019 г. (данных по объему рынка в 2020 г. в АЕБ пока нет) в зависимости от мощности машины, на рынке бульдозеров доходила до 47%, то по погрузчикам она составляла 0–11%, экскаваторам – 0–17%, асфальтоукладчикам – 4%. Российским производителям выплату утильсбора частично компенсируют промсубсидиями от правительства.

«Логику повышения утильсбора регулятор нам никак не объяснил. В пояснительной записке к документу сказано, что это не приведет к повышению цен на технику российских производителей. Но это всего 15–25% рынка спецтехники. Инициатива главного отраслевого регулятора – Минпромторга в повышении утилизационного сбора в 2–4 раза, к сожалению, приведет к значительному росту цен на 80% поставляемых российским потребителям машин, что неминуемо приведет к сокращению рынка», – говорит Комов. В результате комитет изменил прогноз по продажам техники на 2021 г. с положительного на отрицательный, но затруднился назвать конкретные цифры. В 2020 г. продажи дорожно-строительной и спецтехники в России выросли на 0,3% до 13 820 единиц техники.

На риски от повышения утильсбора (в их случае – на 25%) пожаловались в обращении премьеру и иностранные производители грузовиков (Volvo, Renault, DAF, Iveco, MAN и Scania). Они прогнозируют «очередной виток роста цен в стране по цепочке добавленной стоимости, в том числе на базовые продукты питания – подсолнечное масло, муку, сахар, макаронные изделия» (обращение есть у «Ведомостей»). Против повышения высказываются иностранные производители сельхозтехники. «Самый высокий коэффициент, согласно новой инициативе, приходится на энергонасыщенную технику, мощностью свыше 280 л. с., где ставку утилизационного сбора планируют поднять до 3 млн руб. на трактор. Несмотря на качественный и количественный рост отечественного машиностроения – а это на 2020 г. 60% рынка, – дефицит в сегменте мощных и высокоэффективных машин, которые выбираются под узкоспециализированные задачи, по-прежнему существует», – сообщил «Ведомостям» бизнес-директор по сельхозтехнике CNH Industrial Russia, которая производит тракторы и комбайны под брендом New Holland.

Предлагаемые изменения не приведут к росту цен на российскую продукцию, «поскольку рынок такой техники отличается высокой степенью конкуренции, а загрузка отечественных предприятий составляет в настоящее время порядка 50%», сообщил представитель Минпромторга.

По подсчетам АЕБ, утильсбор на один асфальтоукладчик вырастет с 667 000 руб. сразу до 2,392 млн руб.