Санитаров «Ростеха» не пустили в Нарьян-Мар

Вертолетам не нашлось места на аэродроме, который принадлежит конкурентам
В парке НССА сейчас всего восемь собственных вертолетов, к концу 2022 г. ожидается поставка еще 66 единиц техники
В парке НССА сейчас всего восемь собственных вертолетов, к концу 2022 г. ожидается поставка еще 66 единиц техники / Максим Стулов / Ведомости

Национальная служба санитарной авиации (НССА) не смогла осуществить три вылета вертолетами санавиации для оказания помощи больным в Ненецком автономном округе (Архангельская обл.). Эту информацию подтвердил «Ведомостям» источник в «Ростехе» (контролирует НССА), а также секретарь регионального департамента транспорта.

Контракт с вертолетным оператором, согласно которому последний обязуется транспортировать медицинские бригады или эвакуировать пациентов с территории округа на вертолетах Ми-8МТВ, оборудованных медицинскими модулями, ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница» заключило 27 января. Контракт стоимостью 98,13 млн руб. был рассчитан на период до конца 2021 г. Однако уже 4 февраля больница расторгла договор с НССА, следует из сообщения, появившегося 9 февраля на портале госзакупок. Это первый случай расторжения контракта с оператором.

«Стороны претензий друг к другу не имеют», – говорится в соглашении о расторжении договора. Представитель НССА подтвердил расторжение контракта и добавил, что компания рассчитывает, что штрафов не последует. Комментировать причины происшедшего в НССА не стали.

Теперь больница продолжит пользоваться услугами Нарьян-Марского авиаотряда (принадлежит окружной администрации), который уже в течение 60 лет эвакуировал пациентов, но в январе проиграл новый конкурс.

НССА не смогла выполнить санитарные рейсы, потому что ей не удалось забазировать в аэропорту Нарьян-Мара место стоянки для вертолета, говорит представитель аэропорта. Компания заблаговременно не подала заявку на выделение такого места, а свободных стоянок не оказалось. Источник в «Ростехе» уверяет, что оператор аэродрома – Нарьян-Марский авиаотряд препятствовал работе НССА и лишил ее возможности парковать технику. Оператор не стал перед конкурсом уточнять наличие свободных парковок, так как не предполагал, что с этим возникнут сложности, объясняет собеседник. «НССА была готова направить в регион несколько единиц вертолетной техники», – сообщил «Ведомостям» представитель акционерного общества. Компания планирует в будущем вновь участвовать в конкурсе на обслуживание санитарных рейсов в регионе, уточнил он.

Всего на аэродроме 19 мест стоянок для вертолетов, в парке самого авиаотряда 21 единица техники, кроме того, на аэродроме базируется техника «Лукойл-авиа» и «Роснефти» по долгосрочным договорам. «А прямо сейчас расширять перрон для новых мест стоянок невозможно – мы находимся за Полярным кругом, стройка невозможна», – объяснил заместитель гендиректора предприятия Яков Меньшаков.

НССА была создана в 2017 г. для оказания услуг санитарной эвакуации в регионах. Изначально у структур «Ростеха» было 25% в компании, а 75% контролировал предприниматель Иван Яценко – владелец компании «Хелидрайв», которая занимается эвакуацией в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В середине 2019 г. «Ростех» получил в НССА контроль, писали «Ведомости». Парк компании решили быстро наполнить вертолетной техникой, но объемы поставок несколько раз корректировались, банки отказывались кредитовать лизингодателей.

В парке НССА сейчас всего восемь собственных вертолетов, к концу 2022 г. ожидается поставка еще 66 единиц техники. Помимо собственных машин оператор привлекает технику у субподрядчиков (она обслуживает до 23% всех вылетов компании). В 2020 г. НССА выполняла полеты в 18 регионах России. Каждый вертолет оператора в течение года работает в двух-трех регионах. В прошлом году в России было выполнено в общей сложности более 10 000 эвакуационных вылетов, по данным Минздрава. НССА осуществила 25% вылетов от этого числа.

Проект создания единого на всю страну оператора санавиации лоббировал «Ростех»: в 2018 г. правительство даже назначило компанию единственным поставщиком услуг в этой области. Но регионы по-прежнему «перестраховываются» и проводят конкурсы с участием и местных авиапредприятий, чтобы оценить экономическое обоснование проекта на случай проверки правоохранительных органов, комментирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В России кроме НССА для выполнения заказов медучреждений летают авиакомпания «Ямал», СКОЛ, «Ютэйр – вертолетные услуги», «Русские вертолетные системы» и др. По словам двух сотрудников авиационных предприятий, НССА, выходя на конкурс, демпингует и потому выигрывает. При этом заявленные оператором ставки летного часа не всегда адекватны реальным затратам перевозчиков, признаются собеседники.

«Местный региональный перевозчик имеет всю необходимую инфраструктуру и закладывает издержки, связанные с поддержанием этой инфраструктуры, в стоимость летного часа. При этом, когда у компании нет подготовленной базы, квалифицированного летного состава, заправок, станций техобслуживания, возникает риск не выполнить санзадания», – говорит Пантелеев. «В практике компании отказы от вылетов недопустимы, исключительной причиной могут быть лишь опасные метеоусловия», – говорят в самой НССА.

В парке НССА сейчас всего восемь собственных вертолетов, к концу 2022 г. ожидается поставка еще 66 единиц техники