Правительство увязало субсидии для авиакомпаний с наличием в их парке российских самолетов

Перевозчики видят в этом решении признаки недобросовестной конкуренции
SSJ 100 не летает из Москвы на Дальний Восток, но именно его наличие в парке позволило «Аэрофлоту» получить субсидии на этот маршрут
SSJ 100 не летает из Москвы на Дальний Восток, но именно его наличие в парке позволило «Аэрофлоту» получить субсидии на этот маршрут / Сергей Портер / Ведомости

30 января правительство выпустило постановление, корректирующее правила распределения субсидий для авиаперевозчиков, которые осуществляют полеты в ДФО, Калининград и Крым. Субсидии должны компенсировать перевозчикам продажу льготных авиабилетов в эти регионы. Теперь, если запросы на поддержку превысят выделенные бюджетные лимиты, приоритет будет отдаваться заявкам авиакомпаний с максимальным количеством в парке отечественных воздушных судов, произведенных не ранее 1 января 2009 года.

При этом, в ближайшие 10 лет наибольшее количество новых российских самолетов в парке будет только у «Аэрофлота» и его дочерней компании «Россия». В парке группы уже сейчас 54 Superjet100, есть контракт на поставку еще 100 таких судов до 2026 г. Кроме того, у «Аэрофлота» подписан твердый контракт на 50 среднемагистральных МС-21, поставки которого начнутся после 2022 г.

4 февраля Минтранс распределил по новым правилам 5 млрд рублей на рейсы по 21 маршруту на Дальний Восток. Всего было подано заявок на 9,23 млрд руб. 3,4 млрд руб (70% от общего объема выделенных средств) получил «Аэрофлот», который перевезет 344 500 пассажиров по пяти маршрутам — из Москвы в Магадан, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и Владивосток.

Еще пять перевозчиков («Уральские авиалинии», «Алроса», S7, «Якутия» и Utair) получили от 70 до 900 млн руб. каждый, следует из протокола заседания комиссии Минтранса РФ. (есть в распоряжении «Ведомостей»). Девять заявленных перевозчиками маршрутов (из Москвы в Читу и Якутск, а также все рейсы из Санкт-Петербурга остались без поддержки.

Для сравнения, в 2019-2021 гг. S7 Airlines, которая не эксплуатирует Superjer100, получила 5,4 млрд руб. господдержки, а «Аэрофлот» — 3,1 млрд руб., следует из данных Минтранса.

“Еще несколько лет назад наличие российской техники в авиакомпаниях учитывалось при распределении субсидий. Потом эта тема отошла на второй план. Сегодня Минтранс в полной мере вернулся к практике, когда одним из основных приоритетов при распределении субсидий является наличие отечественных судов в той или иной авиакомпании. Это стимулирует производство российских самолетов и побуждает авиакомпании приобретать нашу технику”, - сообщил “Ведомостям” представитель Минтранса.

При этом, он не смог объяснить, как выделенные на субсидирование дальневосточных перевозок деньги попадут в авиапром: сейчас в России не производят дальнемагистральных самолетов для коммерческих перевозок.

Представитель корпорации “Иркут”, которая выпускает единственные серийные российские самолеты - Superjet100 - рассказал «Ведомостям», что программа поставок Superjet100 на 2021 г. “существенно больше”, чем 12 самолетов, поставленных в 2020 г. Источник “Ведомостей” в корпорации добавил, что речь идет о 25-30 судах.

Главный покупатель Superjet для последующей передачи их в лизинг авиакомпаниям - Промсвязьбанк - пока не заявлял о новых интересантах. Самолеты планируется поставлять текущим эксплуатантам - “Аэрофлоту”, “Азимуту”, Red Wings. Из них только “Аэрофлот” выполняет рейсы на Дальний Восток.

Сотрудники двух авиакомпаний сообщили “Ведомостям”, что критерий наличия российских самолетов в парке для получения субсидий более чем странный - этот самолет не обслуживает эти линии/маршруты. “Поддержка эксплуатантов SSJ-100 хорошо работает в постановлении 1242 (региональные направления в обход Москвы), к которому самолет имеет непосредственное отношение (по нему в 2021 г. перевозчики получат 7,7 млрд руб - “Ведомости”)”, - говорит один из собеседников газеты. Фактически же новые правила создают преимущества для единственного перевозчика - “Аэрофлота”, который станет основным бенефициаром господдержки.

Такие меры пролоббировал новый министр транспорта и бывший руководитель авиакомпании Виталий Савельев, уверены два представителя авиаотрасли, с которыми удалось пообщаться «Ведомостям».

В администрации президента пояснили, что Минтранс мог по-своему истолковать поручение Владимира Путина, высказанное на совещании в мае 2020 года. В частности, тогда Путин указал на необходимость «донастроить» механизм господдержки авиапрома и «сделать так, чтобы поддержка в приоритетном порядке оказывалась тем маршрутам, где эксплуатируются российские самолёты». Однако вопрос, как полёты на Дальний Восток связаны с российскими авиапромом, переадресовали к вице-премьеру Андрею Белоусову, который курирует транспорт и «должен был согласовать решение Минтранса о распределении субсидий». В аппарате Белоусова не смогли оперативно объяснить логику решения Минтранса.

Официальный представитель S7 признает, что приоритет для перевозчиков с российскими самолетами сыграет на руку лишь “одной из российских авиакомпаний”, а изменения в программе субсидирования приведут к замедлению восстановления рынка внутренних авиаперевозок, который и так пострадал от коронакризиса. Представители “Уральских авиалиний” и Utair не ответили на запросы “Ведомостей”.

Из-за неравномерной поддержки пострадает и формировавшаяся много лет маршрутная сеть из 170 маршрутов в ДФО, Калининград и Крым. , они сократится до ограниченного количества линий, добавляет один из собеседников. А при наличии лишь одного перевозчика на линии замедлится наращивание провозных емкостей.

“Увязывание господдержки с использованием отечественной техники выглядит логично в среднесрочной перспективе с учетом планируемого выхода на рынок MC-21 в 2022 году. На закупки Superjet100 она повлияет ограниченно”, - считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Зато в тяжелом для отрасли 2021 г. перевозчики будут вынуждены отказываться от некоторых маршрутов из-за рисков не получить субсидии, добавляет эксперт.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что новые правила распределения господдержки, скорее, помогут не авиапрому, а жителям Дальнего Востока: “Аэрофлот” и до этой субсидии установил дешевые “плоские” тарифы, которые почти вывели с этого рынка другие авиакомпании, работая, по сути, себе в убыток. Субсидированный тариф будет еще ниже. Конечно, можно эту поддержку назвать поддержкой авиапрома, - не прямой, а косвенной, - но в целом, это, конечно, помощь для жителей региона», - пояснил эксперт.