Минприроды просится на портал «Госуслуги»
На проблемы с экологией можно будет жаловаться централизованноМинистерство предложило интегрировать свою информационную систему «Наша природа» с Единым порталом государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»). В случае положительного решения вопроса на «Госуслугах» появится возможность жаловаться на загрязнение почвы и водоемов.
Минприроды просит включить ведомство в состав участников эксперимента по использованию Единого портала госуслуг, сказано в проекте постановления правительства России, разработанном министерством и опубликованном на сайте правовых актов. В эксперименте уже принимают участие министерства здравоохранения, просвещения и Фонд обязательного медицинского страхования.
«Минприроды получит возможность интегрировать ГИС «Наша природа» с порталом госуслуг и усовершенствовать прием обращений граждан, указывающих на наличие нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования», – сказано в пояснительной записке к проекту постановления. Функционал «Нашей природы» сводится к приему жалоб на несанкционированное размещение отходов, незаконную охоту, загрязнение водоемов, земли и т. д.
Расходы федерального бюджета на «Нашу природу», работающую с 2017 г., составили 119,7 млн руб., установила проверка Счетной палаты (СП), результаты которой были опубликованы в конце прошлого года. При этом за все время работы «Нашей природы» количество обращений граждан ограничилось 192 заявками. Таким образом, стоимость обработки одного обращения составила 623 400 руб., подсчитали в СП. В результате систему признали неэффективной, и 28 декабря правительство поручило проработать предложения по выводу «Нашей природы» из эксплуатации.
В Минприроды «Ведомостям» сообщили, что сейчас идет проработка вариантов решения задачи, воздержавшись от подробных комментариев.
Предполагаемая дата вступления постановления правительства в силу – март 2021 г., общественные обсуждения продлятся до 18 февраля, сказано на regulation.gov.
Минприроды может стать третьим федеральным органом исполнительной власти, участвующим в эксперименте по внедрению платформы обратной связи для работы с обращениями граждан, говорят в Минцифры. В «Ростелекоме», который является техническим подрядчиком портала госуслуг, «Ведомостям» сообщили, что не видят сложности в реализации этой задачи.
С технической точки зрения услуга станет доступнее, поскольку «Госуслуги» – востребованная система, большой круг граждан пользуется ею, считает руководитель энергетической программы российского отделения Greenpeace Владимир Чупров: «Но важно, чтобы на обращения реагировали не отпиской, а реальными изменениями каких-то стратегических направлений».
Интеграция не вызовет больших изменений, потому что экологические проблемы в России возникают не потому, что граждане не знают, куда обратиться с жалобой, говорит сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк: «Граждане активно пишут и сообщают об экологических правонарушениях. Будут сообщать еще больше, если на «Госуслугах» появится такая возможность, но это скорее приведет к тому, что резко возрастет количество не очень релевантных и бесполезных запросов».
На данный момент мы живем в обществе, в котором люди действительно беспокоятся об окружающей среде, констатирует Сливяк: «Мы видим уже много лет подряд ситуацию, в которой Минприроды и Росприроднадзор получают информацию по массе экологических проблем, но ничего не меняется. Количеством обращений экологические проблемы не решаются».