В России в 2020 году выросли продажи алкоголя

Этому способствовала пандемия коронавируса и закрытые границы
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи алкоголя в магазинах в 2020 г. в денежном выражении ускорились, увеличившись на 6,1% (против 4,2% годом ранее). Таковы результаты исследования категории fast moving consumer goods (FMCG), проведенного компанией NielsenIQ. Для сравнения: рост продаж продуктов замедлился и составил 3,5% (-0,8 п. п.). А непродовольственные товары стали и вовсе покупать меньше: падение составило 3% против роста на 2,2% годом ранее. Такую тенденцию подтверждает и статистика Росалкогольрегулирования (РАР), учитывающая реализацию спиртного как в магазинах, так и в общепите.

Продажи пива в 2020 г. увеличились на 4,4% до 674,7 млн дал, пивных напитков – на 2,8% до 77,4 млн дал, хотя годом ранее они сокращались. Это подтверждают и производители. У пивоваренной компании «Балтика» (часть Carlsberg Group) в 2020 г. продажи выросли на 9% по сравнению с 2019 г., сообщает ее президент Денис Шерстенников.

Директор по продажам AB InBev Efes Анна Миронова также говорит, что у компании был «медленный, но устойчивый» рост. В первую волну самоизоляции, весной, россияне активно запасались продуктами и напитками, кроме того, это лето выдалось теплым, все это стимулировало потребление, объясняет она. Шерстенников тоже связывает рост продаж с хорошей погодой летом и в начале осени, а также со стратегией самой компании по повышению эффективности. Миронова добавляет, что также в прошлом году из-за ограничений в поездках гораздо больше людей осталось дома, потому в России они пили то, что обычно потребляли за границей.

В категории слабоалкогольных напитков существенный рост также показали сидр, медовуха и пуаре: продажи этих напитков увеличились на 10,7% до 7,4 дал, тогда как годом ранее они падали. Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин связывает это с тем, что россияне остались в стране и смогли распробовать напитки российского производства, да и сами компании за год заметно увеличили предложение таких напитков: по данным РАР, рост их производства составил 27%.

Росла и популярность видов крепкого алкоголя, которые пока занимают небольшую долю в потреблении.

Акциз подвел

Продажи винных напитков (они могут содержать только 50% вина, в них можно добавлять воду, сахар, ароматизаторы и др.) рухнули в 2020 г. на треть до 17,8 млн дал, свидетельствуют данные РАР. Это связано с увеличением акциза: если раньше ставка на них была 18 руб. за 1 л, то начиная с 2020 г. она повысилась до 40 руб. (и до 41 руб. с 2021 г.), следовательно, выросла и цена на сами напитки, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Ставки для вин тоже выросли, но для производителей, использующих российский виноград, государство предусмотрело вычет. Кроме того, в прошлом году был принят закон о виноградарстве и виноделии, который ввел для винных напитков дополнительные ограничения, напоминает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Теперь эта продукция в магазинах снабжается надписью «Не является вином». Это отпугивает потребителей, и они реже покупают такие напитки, переключаясь на обычные вина или другие виды недорогого алкоголя. Суммарные продажи тихих и игристых вин выросли на 3% до 72,8 млн дал, а фруктовых вин, по словам Дробиза, на 17% до 13,3 млн дал.

По данным NielsenIQ, продажи джина увеличились на 57% (на 30 п. п. выше, чем годом ранее), а рома – на 21,6% (+15 п. п.). Это подтверждают и данные сети алкогольных магазинов «Винлаб» (принадлежит производителю и дистрибутору алкоголя Beluga Group): в этой сети продажи джина выросли вдвое, а текилы, рома и виски – на 70%. Компания связывает это как с увеличением предложения и маркетинговой активностью в этих категориях, так и со сложившимся во время карантина трендом на потребление домашних коктейлей с использованием этих напитков.

О моде на приготовление дома коктейлей (джина с тоником, рома с колой и т. д.) говорит и представитель «Ладога дистрибьюшен». Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз называет основной аудиторией этой премиальной продукции представителей среднего класса, которые из-за отсутствия поездок и создали дополнительный спрос внутри страны. Также в 2020 г. россияне практически не покупали виски, ром, ликеры в магазинах duty free, спрос из них перетек на внутренний рынок, обращает внимание директор по корпоративным отношениям «Diageo Восточная Европа» Дмитрий Петров.

А вот продажи водки в 2020 г. выросли незначительно – на 0,4% до 73,7 млн дал, свидетельствуют данные РАР. Однако реальный рост потребления может быть выше за счет роста нелегального рынка, который не попадает в официальную статистику, считает президент Союза производителей алкогольных напитков и вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев. Из-за пандемии потребители чаще стали ходить в небольшие магазины рядом с домом (они могут не иметь лицензии на торговлю крепким алкоголем), а также заказывать такие напитки онлайн с доставкой, хотя закон это запрещает.

Эксперты Group-IB в конце 2020 г. сообщали об удвоении числа запросов в поиске на покупку алкоголя онлайн. РАР в прошлом году приняло 5614 решений о блокировке сайтов, незаконно торгующих спиртным. 3079 из них устранили нарушения, а остальные были заблокированы. По словам Косарева, часть любителей спиртного и вовсе занялись самогоноварением. Раньше NielsenIQ фиксировала возросший спрос на самогонные аппараты. У «Татспиртпрома» продажи обычной водки выросли только на 0,2%, а водки с вкусовыми добавками – на 10%, говорит его представитель.

Эксперты говорят и об изменении в поведении потребителей. Россияне в 2020 г. стали больше времени проводить дома, это стимулировало потребление в домашних условиях – особенно слабоалкогольных напитков, говорит Дробиз. Сложившаяся в прошлом году ситуация побуждала больше выпивать, согласен Косарев. Например, перейдя на удаленку, люди смогли понемногу выпивать даже в рабочие дни. Отсутствие в течение долгого времени других развлечений этому только способствовало, да и сама ситуация с коронавирусом подстегивала «лечиться» алкоголем от плохого настроения, считает эксперт.

Продажи «Винлаба» в сопоставимых магазинах выросли на 23%, положительная динамика была у всех ассортиментных групп. Средний чек увеличился на 11,6% по сравнению с 2019 г. до 491 руб., отмечает компания. Прошлый год можно назвать успешным для производителей и продавцов алкоголя, резюмирует Дробиз. Из-за того что многие страны по-прежнему закрыты, в 2021 г. продажи спиртного, вероятно, тоже будут высокими. Однако уже в 2022 г., если большинство из них снимут ограничения, потребление в России вернется к уровню 2019 г., резюмирует эксперт.

Андрей Гордеев / Ведомости