Власти могут запретить экспорт металлолома

Эксперты опасаются ответных мер со стороны ЕС и США
Андрей Махонин / Ведомости
Андрей Махонин / Ведомости

«В феврале будем мониторить ситуацию [с ценой лома черных металлов]. Возможности для реагирования сегодня есть, так как лом уже внесен в Перечень существенно важных товаров для внутреннего рынка. И на эту продукцию в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта», – заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов 2 февраля на онлайн-совещании с участием Минпромторга, Минстроя и крупнейших металлургических компаний («Северсталь», НЛМК, ММК, Evraz, «Металлоинвест», «Мечел» и др.).

Металлолом – основное сырье для производства строительной арматуры и труб на электрометаллургических предприятиях. По данным отраслевой ассоциации «Руслом.ком», в 2020 г. заготовка лома в России составила 26,4 млн т, из них на экспорт было отправлено почти 4 млн т.

В Минпромторге отмечают, что за 2020 г. экспортные цены на лом черных металлов выросли на 71% и к началу января 2021 г. достигли исторического максимума в $488 за тонну. Причины – снижение сбора металлолома, а также сокращение добычи руды из-за карантинных мер по всему миру. На этом фоне и цена поставки лома для российских металлургов выросла на 51%, вслед за этим вдвое подорожала строительная арматура.

Российские власти в ответ повысили вывозные пошлины на лом с 30 января 2021 г. на следующие полгода – с 5 до 45 евро за тонну (5% от цены, но не менее этой суммы). Евтухов рассчитывает, что этого хватит для стабилизации цен и блокировать экспорт не придется. «Подобные меры (запрет экспорта. – «Ведомости»), конечно, являются экстремальными. С большой долей вероятности, к ним не придется прибегать. Уже сегодня на внешнем рынке наметилась тенденция к снижению цен, и на внутреннем рынке их рост также остановился. Тем не менее такое право у нас есть», – сказал Евтухов, обращаясь к участникам совещания 2 февраля (цитата по пресс-службе Минпромторга).

Индустрия лома

По данным отраслевой ассоциации «Руслом.ком», за счет сбора и переработки металлолома в России живет около 2 млн человек, которые сдают его почти 7000 компаний с общим числом сотрудников 100 000 человек. Всего на заготовку черного и цветного лома органы исполнительной власти субъектов РФ выдали около 10 000 лицензий. 

Старший директор – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов предполагает, что повышение пошлины пролоббировали производители труб, которые связаны долгосрочными контрактами с небольшим числом крупных потребителей, таких как «Газпром», и не могут оперативно реагировать на повышение цен на сырье.

«Если производители арматуры могут поднять цены, то трубникам договориться с тем же «Газпромом» и повысить закупочную цену на трубы практически нереально. Поэтому они вынуждены искать способы сбить цены на сырье, в том числе такими мерами. Иначе им придется работать себе в убыток или разрывать контракт. А это будет означать, что следующего контракта уже не будет», – пояснил Худалов.

Производители строительной арматуры довольны новыми ограничениями. «До введения экспортной пошлины цены на металлолом доходили до 30 000 руб., сейчас закупочная цена существенно корректируется в сторону понижения, – отмечает Андрей Круглов, коммерческий директор компании «Новосталь-М». – Это единственный способ сохранить отечественные электрометаллургические производства. После того как закончатся новогодние каникулы в Китае, мы можем увидеть просто заоблачные цены на металлолом».

Но директор отраслевой ассоциации «Руслом.ком» Виктор Ковшевный указывает, что регулирование экспорта может лишить ломозаготовителей рентабельности: «Вне зависимости от уровня цен на ломе черных металлов маржинальность находится на уровне $7–20, в то время как в развитых странах она на уровне от $60. При ограничении на вывоз лома его цена на внутреннем рынке снизится, а цена металлопродукции на внешних рынках останется прежней. Увеличение прибыли экспортеров стальных полуфабрикатов произойдет за счет сокращения маржинальности ломозаготовителей».

Худалов разделяет опасения Ковшевного: «Стандартная бригада сборщиков – это четыре-пять человек с машиной, которые объезжают территорию и собирают то, что плохо лежит. За 30 000 руб. они будут это делать, а, условно говоря, за $200 не будут. Поэтому нельзя ожидать, что снижение цен или запрет экспорта приведут к перераспределению лома на внутренний рынок. Его просто не будет».

В конце января ассоциация «Русская сталь» распространила заявление с предложением «остановить обсуждение непродуманных инициатив по введению ценового контроля <...> ограничений экспорта металлопродукции и сырья: экспортная пошлина на металлолом уже к концу квартала приведет к снижению ломосбора, дефициту и новому витку роста цен. Кроме того, с точки зрения правил международной торговли экспортная пошлина является дополнительной мерой, искажающей рынок, и подлежит устранению. В случае ее применения отечественные металлургические компании рискуют получить зеркальное увеличение пошлин на других рынках и соответствующее снижение объемов экспорта продукции, профицит производства которой в стране достигает 50%».

«В нынешних условиях войны всех со всеми любой повод ввести ограничения может быть использован. В результате мы можем получить ввозные пошлины в Евросоюз в размере, допустим, 15–20% под предлогом защиты европейского рынка от демпинговых действий со стороны России. Трактовать наши вывозные пошлины на лом можно именно как попытку сбить цены на российский металлопрокат. И мы ничего не сможем с этим сделать, металлургам придется нести убытки», – соглашается Худалов.