Автопилот для комбайнера ищет инвесторов
Владельцы Cognitive Pilot оценивают компанию в $400 млнВ 2021 г. Cognitive Pilot может провести private placement, рассказала «Ведомостям» сооснователь и гендиректор компании Ольга Ускова. Переговоры ведутся с несколькими инвесторами, отметила она, не называя конкретные компании. По словам Усковой, после завершения сделки контроль над Cognitive Pilot останется у Cognitive Technologies и менеджмента (сейчас им в общей сложности принадлежит 70% уставного капитала, остальные 30% – у Сбербанка)».
Владельцы компании оценивают Cognitive Pilot в сумму около $400 млн, опираясь на данные независимых оценщиков, утверждает знакомый с ее акционерами человек. При таких параметрах стоимость доли в компании, которую могут приобрести потенциальные инвесторы (до 20%), может составлять $80 млн.
Следующим шагом по привлечению финансирования может стать публичное размещение Cognitive Pilot – в 2022–2024 гг., не исключает Ускова. Параметры IPO и площадка, на которой будет размещаться компания, пока не определены, признает она: «Мне больше импонирует Гонконг – я верю в перспективы азиатских рынков».
В 2021 г. Cognitive Pilot планирует начать экспансию за пределы России – торговые и сервисные представительства должны появиться в Бразилии и Аргентине, рассказала Ускова: «Планируется и выход в США – но на эти планы могут повлиять санкции». Ключевой продукт, который будет продвигаться за рубежом, – система управления беспилотной сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot. Такая система может пилотировать, к примеру, работающий в поле комбайн.
Финансовые и операционные показатели Cognitive Pilot не раскрываются. По словам Усковой, в 2019 г. компания поставила 350 комплектов Cognitive Agro Pilot (каждый стоит чуть более 800 000 руб.): «На этот год план продать 1230, но в январе уже законтрактовано 35% от плана, поэтому думаю, что будет больше. Во всяком случае, наращиваем производственные мощности под 5000».
Еще два направления Cognitive Pilot – умные системы активной безопасности рельсового транспорта и радары для беспилотного транспорта, которые выпускаются на заводе компании в Томске. Но наибольшие надежды Ускова связывает именно с аграрным проектом, уверяя, что круг потенциальных заказчиков беспилотной сельхозтехники крайне широк.
«Мы считаем Cognitive Pilot эффективной компанией и видим большой потенциал для роста, причем не только в России, но и на международных рынках», – говорит зампред правления Сбербанка Анатолий Попов.
По прогнозу Markets & Markets, объем рынка искусственного интеллекта в сельском хозяйстве вырастет с $1 млрд в 2020 г. до $4 млрд в 2026 г. В 2030 г. этот сегмент увеличится до $8,4 млрд, посчитала P&S Market Research.
По оценке Минсельхоза, в 2019 г., объем российского рынка цифровых технологий в агросекторе составил около 360 млрд руб., а к 2026 г. он должен вырасти в 5 раз.
У системы беспилотного управления сельхозтехникой Cognitive хорошие перспективы на мировом рынке, считает председатель Smart Farming Club Бьерне Дрекслер. По его словам, в Бразилии, Аргентине, Канаде интерес к таким решениям сейчас велик: «С одной стороны, система от Cognitive стоит значительно дешевле, чем европейские и американские разработки. С другой – это пока, пожалуй, единственный комплексный продукт в своем классе: в других системах, например у John Deer, реализованы отдельные функции, связанные с беспилотным вождением и управлением сельхозтехникой».
Если для беспилотного автомобиля или летательного аппарата главный риск – нанести ущерб другому участнику движения, то для работающей в замкнутом пространстве техники, в том числе сельскохозяйственной, угрозы связаны с самоповреждениями, отмечает главный аналитик цифровой ассоциации «Транспорт и логистика» Андрей Ионин: «Такая техника стоит значительно дороже, чем автомобиль, – при этом комбайн в поле может наехать на камень, пень, а беспилотный карьерный самосвал, к примеру, упасть с обрыва. Это огромные дополнительные расходы, которые могут свести на нет экономию, которой за несколько лет позволяет достичь автопилот». Разработчикам беспилотных систем еще предстоит доказать ее производителям, для которых важен ее длительный жизненный цикл, безопасность своих решений, резюмирует Ионин.