В России создадут федеральную службу лесных инспекторов
Она призвана решить проблему черных лесорубовПо оценкам правительства России, ежегодно в стране незаконно вырубается 10–30 млн куб. м промышленного леса на 20–60 млрд руб. Этот лес нигде не учитывается, за него не выплачивается федеральный сбор и налоги с продажи. Почти 10% от указанного объема рубят вообще без документов (это так называемые черные лесорубы), остальное – в результате подлога (под предлогом санитарной вырубки или используя устаревшие данные по плотности леса на выделенном участке).
По данным «Рослесинфорга», объем незаконной вырубки в 2020 г. составил 6,3 куб. м на каждую 1000 га. Больше половины незаконных вырубок приходится на Сибирский федеральный округ, в том числе 37% – на Иркутскую область. Вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве РФ экологию и лесное хозяйство, считает деятельность черных лесорубов одной из причин сокращения площади промышленных лесов в России. В октябре 2020 г., выступая в Совете Федерации, Абрамченко приводила такую статистику: ежегодное сокращение леса превышает его восстановление в среднем на 450 000 га. Восстановления требует уже более 35 млн га выбывшего леса. Это почти 20% от площади всех лесных участков, переданных в аренду лесопромышленным предприятиям для вырубки и восстановления.
«При этом у государства фактически нет надзорных функций, – заявила Абрамченко сенаторам (цитата по government.ru). – Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра, отвечают за все – от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов».
Для решения этой проблемы в России планируют создать новую федеральную службу. Об этом «Ведомостям» сообщил источник в правительстве, информацию подтвердили представители Рослесхоза и Минпромторга.
Создание службы прописано в новой редакции Стратегии развития лесного комплекса России до 2030 г., которая разработана в правительстве и ожидает согласования силовых министерств. В документе, текст которого есть в распоряжении «Ведомостей», указана необходимость «передачи полномочий по государственному надзору на федеральный уровень».
Ныне существующее Федеральное агентство лесного хозяйств (Рослесхоз) выведут из подчинения Минприроды и наделят полномочиями вести надзор за деятельностью лесопромышленных предприятий, в том числе проводить выездные проверки, поясняет источник «Ведомостей» в правительстве. Руководить этой работой будет федеральный лесной инспектор, который появится в каждом регионе. При этом, как ожидается, функцию физической охраны и патрулирования лесов оставят регионам.
Лес считают из космоса
Мониторинг лесов из космоса ведется с 2009 г. По данным «Рослесинфорга», в 2020 г. по спутниковым снимкам было выявлено 2766 черных лесосек на площади более 8600 га, которые нелегально вырубили более 1 млн куб. м древесины.
Сейчас спутники «Канопус-В», БКА, «Ресурс-П» позволяют увидеть вырубку размером 10 соток. Под их наблюдением находится 48% российских лесов – больше 170 млн га в 32 регионах страны. В 2021 г. площадь лесов, охваченных космическим мониторингом, возрастет до 211 млн га.
Собеседник «Ведомостей» отметил, что федеральный статус позволит лесным инспекторам самостоятельно выписывать штрафы, пресекать уничтожение промышленного леса под видом санитарной вырубки, а также не зависеть от местных чиновников.
Ожидается, что одним из основных инструментов работы федеральных лесных инспекторов станет автоматизированная система по учету древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), закон о работе которой был принят Госдумой 20 января 2021 г. Сама система уже работает в пилотном режиме с 2015 г.
Кроме того, фиксацию нарушений лесного закона с помощью беспилотников и спутников дистанционного зондирования земли предполагается сделать автоматической по аналогии с видеофиксацией превышения скорости на дорогах. Сейчас такой мониторинг уже ведется (см. справку), но снимки являются лишь основанием для того, чтобы инспектор выехал на место и установил факт нарушения.
Окончательное распределение функций между новой службой и региональными министерствами будет определено после эксперимента, который пройдет в 2021 г. в Архангельской и Иркутской областях, Забайкалье, Красноярском и Хабаровском крае. Новую надзорную службу планируют создать в 2022–2023 гг.
Управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике компании «Сегежа» Николай Иванов говорит, что в результате новой реформы должна быть создана система, которая обеспечит достоверность данных в момент заявления лесной декларации – документа, подтверждающего право на вырубку леса на определенном лесном участке. Благодаря этому можно будет проследить, сколько на самом деле леса было вырублено и вывезено для продажи.
«Лесной комплекс не имеет единого центра управления и должной координации, лесные отрасли лишены законодательной инициативы, остаются беззащитными, неконкурентными и низкодоходными, – комментирует председатель Рослеспрофсоюза Денис Журавлев. – Поэтому в целом работники лесной промышленности выступают за создание единого органа по контролю за лесным хозяйством в статусе министерства, напрямую подчиненного правительству».
Руководитель лесного отдела Greenpeace в России Алексей Ярошенко подтверждает, что сейчас лесное хозяйств в России управляется неэффективно: «В 2007 г. правительство утвердило новый Лесной кодекс, который передал всю эксплуатацию лесов на региональный уровень. В разных регионах эту работу организовали по-разному: где-то лесников и лесничих оформили как сотрудников областных профильных министерств, где-то как работников других государственных учреждений». По его словам, в результате реформы почти 75 000 лесников потеряли работу.
Сейчас функции лесных инспекторов выполняет около 23 000 человек. «Эти люди завалены рутинной работой за очень маленькие деньги, 75% времени тратят на различные отчеты. Это либо те, кто досиживает до пенсии, либо выпускники профильных вузов, которым нужен хоть какой-то опыт работы. Многие настоящие фанаты леса, которые поддерживали лесные хозяйства, из-за этой бумажной волокиты поувольнялись», – поясняет Ярошенко. Создание федеральной службы и отделение ее от лесной охраны, по мнению эксперта, может позитивно сказаться на положении дел в лесной промышленности.