Рынок газомоторного топлива в России вырос вопреки влиянию коронавируса
Потребление бензина и дизеля в 2020 году, напротив, ощутимо снизилосьПотребление газомоторного топлива (ГМТ) в России по итогам прошлого года, согласно данным Минэнерго, составило 1,1 млрд куб. м – на 10% выше позапрошлогоднего. Рост этого рынка произошел на фоне уменьшения заправки традиционными видами топлива: бензином (-5,6% до 32,8 млн т) и дизелем (-6,7% до 35,5 млн т).
Пандемия коронавируса в 2020 г. заставила власти вводить по всей стране ограничения на передвижения между регионами. В некоторых субъектах весной и летом также действовал двухнедельный карантин для гостей из соседних регионов, что привело к снижению мобильности населения и общему падению потребления моторного топлива в отдельные месяцы на 30–50%.
Потребление газомоторного топлива в РФ стабильно увеличивается на фоне мер поддержки со стороны государства. Так, за последние пять лет оно выросло примерно в 2,5 раза, говорил в 2019 г. председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. По данным VYGON Consulting, в 2014 г. потребление ГМТ в стране составило 465 млрд куб. м, в 2016 г. – 545, в 2018 г. – 680.
Карантинные меры и режим самоизоляции, на который вынуждены были переходить россияне весной 2020 г., притормозили его темпы (рост в 2019 г. составлял порядка 30%), но не изменили положительного тренда.
Сегодня в качестве ГМТ в РФ по большей части применяется сжиженный углеводородный газ (нефтяной газ или пропан-бутан) либо компримированный газ (метан). По данным «Газпром газомоторное топливо» («дочка» «Газпрома»), на конец 2020 г. в России насчитывалось 530 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), из которых 353 принадлежат «Газпрому». С марта прошлого года в стране появилось около 50 новых газовых АЗС.
В Минэнерго говорят, что главная причина устойчивого роста спроса на газ в качестве автомобильного топлива – его низкая цена (в среднем 19,48 руб. за 1 куб. м, что в 2,5–3 раза дешевле бензина), а также государственные меры поддержки. С 2013 г. действуют федеральные субсидии на перевод транспорта на ГМТ; весной 2020 г. была запущена новая программа до 2024 г. на 19,3 млрд руб. Она предусматривает возврат автовладельцу 60% затрат на установку газобаллонного оборудования. Кроме того, «Газпром газомоторное топливо» компенсирует ее участнику еще 30% затрат (таким образом, общая скидка доходит до 90%). В среднем переоборудовать автомобиль стоит от 90 000 руб. для легковых автомобилей до 300 000 руб. для грузовиков.
Ожидается, что по итогам госпрограммы к 2024 г. объем потребления ГМТ увеличится до 2,7 млрд куб. м в год, количество АГНКС вырастет до 1273. Количество автотранспорта на газе вырастет со 155 000 единиц в середине 2020 г. до около 200 000 единиц к 2024 г.
Главная причина, которая тормозит массовый перевод автотранспорта на ГМТ в России, – необходимость создания технически сложной заправочной инфраструктуры, говорят в «Газпром газомоторное топливо». Развитию сети АГНКС также препятствуют более высокие капзатраты: стоимость одной газовой автозаправочной станции составляет от 100 млн до 200 млн руб., в то время как цена бензиновой АЗС начинается от 5–6 млн руб., отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Эксперт добавляет, что перевод транспорта на газ в качестве более дешевого топлива выгоден прежде всего для коммерческого сектора и общественного транспорта – владельцев LCV, грузовиков, автобусов. Но в стране не хватает газозаправочной инфраструктуры для более комфортного перехода на этот вид топлива. В свою очередь, инвесторы начнут активно вкладывать в строительство АГНКС, только когда будет достигнута критическая масса машин на метане (в противном случае это будет невыгодно), говорит Юшков.
В этом году потребление газомоторного топлива, согласно целевым показателям госпрограммы, вырастет до 1,36 млрд куб. м (+24%). Аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин считает, что этот показатель вполне достижим и, вероятно, даже будет перевыполнен.