Производство сырных продуктов в России снова стало расти
Потребители начали экономить на продуктах из-за снижения доходовЗа 11 месяцев (с января по ноябрь) 2020 г. производство сырных продуктов выросло на 5,8% до 173 300 т, подсчитали Союзмолоко и аналитический центр Milknews. По оценке гендиректора Союзмолока Артема Белова, положительная динамика сохранилась и в декабре (статистики за последний месяц пока нет. – «Ведомости»).
Сырные продукты – недорогая альтернатива сыру, при их производстве допускается использование растительных жиров, например пальмового масла; настоящий же сыр делается только из молока. Выпуск таких продуктов стал активно расти после введения продуктового эмбарго в августе 2014 г. и девальвации рубля осенью того же года. С тех пор их производство сокращалось лишь в 2019 г. из-за ужесточения регулирования и внедрения Россельхознадзором контроля за молочной продукцией через систему «Меркурий».
Возобновление роста производства сырных продуктов в 2020 г. Белов связывает с увеличением спроса на них, что, в свою очередь, объясняется сокращением доходов населения. Такого же мнения и Анатолий Лосев, гендиректор «Молвеста» (производитель сыров и другой продукции под брендом «Вкуснотеево»).
По данным Росстата, за девять месяцев прошлого года реальные располагаемые денежные доходы населения действительно сократились на 4,3%, а в III квартале – на 4,8%. Доля трат россиян на товары повседневного спроса в ноябре, по данным «Ромира», увеличилась на 0,8 п. п. до 43,4% год к году.
Потребители экономят на разных товарах, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, в 2020 г. выросла популярность продуктов в больших упаковках, которые в итоге обходятся им дешевле и их удобно заказывать онлайн впрок. Кроме того, по его словам, растет популярность товаров под собственными торговыми марками ритейлеров и недорогих брендов, в том числе местных производителей. Бурмистров считает, что эти тенденции будут актуальны и в 2021 г.
Кроме того, из-за роста себестоимости у фермеров подорожало сырое молоко, говорит основной владелец «Эконивы» (крупнейший в России производитель молока) Штефан Дюрр. К примеру, по его словам, оптовая цена молока высшего сорта с содержанием жира в 3,7 и 3,2% белка в январе 2021 г. увеличилась на 6–8% до 30 руб./л без НДС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
А по данным Росстата, средняя розничная цена сыра в декабре выросла на 7% год к году – до 590,4 руб./кг. Потребители чувствительны даже к небольшому повышению стоимости, констатирует Дюрр. Сырные продукты же обычно на треть дешевле, уточняет директор по развитию производственных мощностей группы «Фудлэнд» Андрей Дахнович, поэтому некоторые категории потребителей переключились с сыра на заменители. Сам он считает, что на статистику по сырным продуктам могло повлиять и обеление рынка.
То есть их реальное производство не сильно выросло, но фальсифицировать их стали точно реже, поэтому статистика стала корректнее, говорит Дахнович. А вот Лосев считает, что государство недостаточно контролирует фальсификат (продукты с заменителями молочного жира, выдаваемые за натуральные). От этого, по его словам, страдают производители натуральных сыров, такие как «Молвест», инвестировавшие десятки миллиардов в строительство молочных ферм для обеспечения своих заводов.
Дюрр тоже считает, что некоторые продукты с заменителями по-прежнему могут попадать на прилавки под видом продукции из молока. В 2020 г. 11,8% отобранных Россельхознадзором проб для лабораторных исследований не соответствовали заявленному производителями составу, что на 6,1 п. п. меньше аналогичного показателя годом ранее. А в молочной продукции в целом этот показатель снизился на 2 п. п. до 17%. Представитель Россельхознадзора связывает это с контролем при помощи системы «Меркурий». По словам Белова, доля нелегально использованных растительных жиров в молочной продукции рекордно низкая по итогам 2020 г. – меньше 1%, тогда как годом ранее она составляла примерно 1,8%.
Любопытно, что в 2020 г., по данным Белова, в России росло потребление и натурального сыра – и это тоже связано с пандемийным изменением структуры потребления. По словам Белова, из-за пандемии и закрытия общепита потребители стали чаще заказывать доставку блюд на дом – например, пиццы и бургеров, а это в том числе и сыр. Белов также обращает внимание, что те россияне, которые традиционно выезжали за границу и там потребляли дорогие деликатесные сыры, в 2020 г. остались в России и создали дополнительный спрос на российскую продукцию. По данным Росстата, производство сыров в январе – ноябре 2020 г. выросло на 5,7% до 518 400 т.