Промышленники спорят с новыми правилами отключения неэффективных электростанций
Они просят Минэнерго изменить требования к генераторамСообщество потребителей энергии (СПЭ, лобби энергоемких промышленных потребителей) попросило главу Минэнерго Николая Шульгинова поручить доработать проект постановления правительства РФ, описывающий условия и порядок вывода из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей. «Ведомости» ознакомились с письмом от 7 декабря, отправку подтвердили в СПЭ.
В июле 2020 г. в России был принят рамочный закон, направленный на совершенствование механизма по выводу из эксплуатации электростанций (ЭС). А осенью Минэнерго разработало и опубликовало на regulation.gov.ru конкретизирующий его положения проект постановления правительства.
Экономика ЭС – это не только деньги за отпущенную на оптовый рынок электроэнергию. Те станции, которые прошли конкурентный отбор, проводимый Системным оператором Единой энергосистемы (СО ЕЭС,), получают так называемую плату за мощность, т. е. за готовность конкретной ЭС в любой момент выдать энергию в сеть. Самые дорогие заявки конкурс не проходят. У владельцев таких станций есть выбор: остановить работу ЭС, продавать только электроэнергию (фактически выработанные киловатт-часы) без платы за мощность либо перейти в категорию «вынужденных» генераторов.
Этот временный статус присваивается конкретной ЭС, если она нужна для стабильной работы энергосистемы, и ее отключение возможно только после реализации комплекса замещающих мероприятий: строительства альтернативного источника энергии и/или тепла либо подключения потребителей к другой станции. Список «вынужденных» генераторов утверждается распоряжением правительства, формирует его Минэнерго из числа тех объектов, которым запретили отключаться, либо СО, либо региональные власти, если речь идет об обеспечении теплом.
В Минэнерго «Ведомостям» сообщили, что в 2020–2026 гг. планируется вывести из эксплуатации суммарно 11,9 ГВт мощностей, из них для 658 МВт потребуются замещающие мероприятия.
Но с условиями вывода неэффективных ЭС, прописанных в проекте постановления, не согласны промышленные потребители. Они считают, что поправки в законодательство, предлагаемые Минэнерго, позволят фактически бессрочно устанавливать для неэффективных электростанций статус «вынужденной» генерации, следует из письма Шульгинову.
Теоретически он должен присваиваться ЭС только на время проведения замещающих мероприятий. Все это время станция получает платежи за мощность по повышенному тарифу (его рассчитывает ФАС на основе заявок самих генерирующих компаний) – в среднем на 200–400% выше рынка. К примеру, отнесенная к «вынужденной» генерации Ноябрьская парогазовая электростанция (ЯНАО) в 2021 г. будет получать по 824 700 руб. в месяц за каждый мегаватт установленной мощности. Для остальных генераторов первой ценовой зоны (Центральная России и Урал), к которой относится Ноябрьская ЭС, такая плата составляет около 154 100 руб. Повышенные платежи за «вынужденную» генерацию включаются в общий тариф и их оплачивают потребители, в том числе предприятия.
СПЭ просит не увеличивать с двух до шести лет предельные сроки вывода объекта генерации, как предусматривает разработанный Минэнерго проект постановления. В СПЭ также подчеркивают, что положения принятого в июле закона позволят неограниченное число раз продлевать предельный шестилетний срок (ранее это можно было сделать только один раз, т. е. максимальный срок для проведения замещающих мероприятий составлял четыре года). Новая законодательная база позволит владельцам высокозатратных станций, вместо того чтобы вкладывать деньги в их модернизацию (и тем самым повышать рентабельность), получать статус «вынужденной» генерации и повышенные платежи с рынка 12–18 и более лет, сказал «Ведомостям» замдиректора СПЭ Валерий Дзюбенко.
В Совете производителей энергии (объединяет крупнейших генераторов) сказали, что «вынужденная» генерация сегодня обходится энергорынку в 19 млрд руб. в год, а новые механизмы позволят эффективнее избавляться от нее и тем самым снижать платежи оптовых потребителей. Предложения СПЭ там не стали комментировать. В Минэнерго замечания потребителей на проект постановления также оставили без комментариев, в ФАС на запрос «Ведомостей» не ответили.
Собеседник «Ведомостей» на энергорынке говорит, что в нынешнем варианте проект постановления «в большей степени отвечает интересам владельцев электростанций». В Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний полагают, что совершенствование действующих механизмов вывода старых ЭС давно назрело. Но из «безусловно позитивных» изменений принятого закона и подзаконного акта к нему там смогли назвать только запрет на вывод из эксплуатации в течение 25 лет объектов, построенных по программе договоров на поставку мощности, обеспечивающих фиксированную доходность за счет повышенных платежей потребителей.
В Минэкономразвития заявили, что проект постановления в целом соответствует целям по очистке рынка от неэффективной генерации, но вопрос «востребованности» мощности [той или иной станции] нужно проработать дополнительно.
В свою очередь в «НП Совет рынка» (регулятор энергорынков) не ждут «искусственного бегства» генерации в вынужденный режим за выгодной ценой. Чтобы этого не происходило, проект постановления, в частности, предусматривает запрет на возвращение на рынок мощности для электростанций, в отношении которых уже подана заявка на вывод из эксплуатации, сказали «Ведомостям» в Совете рынка.
Найти компромиссное решение, которое бы устраивало все стороны процесса, будет непросто, считает руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов. Так, региональные власти и СО ЕЭС заинтересованы в первую очередь в обеспечении надежного снабжения теплом и электричеством потребителей, генераторы – в максимальной прибыльности своих объектов, а сами потребители – в снижении платежей за электроэнергию, отметил он.