Экспортная цена на сталь установила рекорд
Стоимость горячего проката достигла пика за девять летЭкспортная цена российского горячекатаного проката (HRC, на условиях FOB Черное море) на 10 декабря превысила $660 за 1 т впервые за девять лет. В последний раз такой уровень экспортной цены был в октябре 2011 г. Резкий рост начался в июне после провала до $360–370/т в апреле – мае на фоне прокатившихся по всему миру коронавирусных ограничений и снижения спроса.
Основным драйвером спроса и цен на сталь и металлургическое сырье остается Китай, говорит аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. «В КНР нет второй волны COVID-19, а меры госстимулирования и инфраструктурные проекты, запущенные правительством, а также усилия властей этой страны по восстановлению спроса в потребсекторе обеспечили экономический подъем страны в постковидный период», – отметила она.
ВВП Китая в январе – октябре 2020 г. в целом вырос на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на падение на 6,8% в I квартале. В 2021 г., согласно прогнозам Fitch, экономика КНР станет больше на 8%.
На фоне роста потребления стали внутри страны китайцы сократили объем экспорта этой продукции, что, по словам руководителя отдела аналитических исследований Альфа-банка Бориса Красноженова, привело к образованию дефицита металлургической продукции и росту цены. «В январе – октябре нынешнего года экспорт стали из этой страны составил всего 44 млн т, тогда как в 2015 г. достигал 120 млн т», – отметил он.
Прокат на экспорт
По данным ФТС, общий объем экспорта черных металлов из РФ в январе – октябре нынешнего года составил 33 млн т, что на 4% меньше, чем в аналогичный период 2019 г. В денежном выражении объем экспорта составил $13 млрд (-17% к 2019 г.). При этом экспорт плоского стального проката вырос на 10,5% до 6,4 млн т. По оценкам старшего директора АКРА Максима Худалова, в структуре выручки металлургических холдингов РФ на экспортные контракты приходится от 20–40%. Основные экспортные рынки – Европа, Ближний Восток, Северная Африка и Юго-Восточная Азия.
Кроме того, по словам Красноженова, часть мощностей металлургических предприятий в Европе была остановлена из-за локдаунов, что также толкает цены вверх.
СEO «Северстали» Александр Шевелев в начале декабря говорил, что ценовое ралли последних месяцев связано сразу с несколькими факторами. Помимо увеличения спроса внутри КНР, по его словам, цены на сталь растут на фоне аномально низких банковских ставок по депозитам, что заставляет людей тратить деньги на покупку жилья, автомобилей и бытовой техники (это, в свою очередь, поддерживает спрос на стальную продукцию. – «Ведомости»), а также из-за низких складских запасов.
Последнее подтверждает источник «Ведомостей» в другой металлургической компании: «Металлотрейдеры и потребители спешно распродавали запасы в ожидании нового снижения цен из-за второй волны коронавируса, но в IV квартале спрос резко вырос, а склады к этому моменту оказались пусты». Скорее всего, цены останутся высокими и в I квартале 2021-го, полагает Красноженов. Но к апрелю, по его оценкам, они все же могут скорректироваться до $500–550/т на фоне сезонного замедления темпов строительства и перезапуска остановленных из-за пандемии металлургических мощностей в Европе.
Ализаровская считает такой сильный рост цен в зимний период, когда активность в строительной отрасли (основной потребитель стальной продукции) снижается, аномальным: «Это индикатор того, что рынок перегрет». В ближайшее время, когда будет снят локдаун в Бразилии, являющейся одним из крупнейших производителей железной руды, и возобновятся поставки в КНР, цены пойдут вниз. Снижение не будет, по ее мнению, таким стремительным, как рост, из-за сохраняющихся высоких цен на металлургическое сырье (в первую очередь на руду) и высокого спроса в КНР.
В «Северстали» сказали «Ведомостям», что в ближайшее время сталь, скорее всего, продолжит дорожать на фоне дефицита на рынке. Но период отложенного спроса завершится, и цены в ближайшие три месяца скорректируются вниз, добавили в компании.
Главными выгодоприобретателями от улучшения мировой конъюнктуры станут в первую очередь металлургические холдинги, сами производящие большую часть железорудного сырья для переработки: «Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Evraz, считает Красноженов.