Дания отказывается от нефти и газа
Чтобы стать углеродно нейтральной к 2050 годуПарламент Дании 3 декабря одобрил план правительства страны по немедленному прекращению выдачи лицензий на разведку месторождений нефти и газа в Северном море и отказу от добычи этих полезных ископаемых к 2050 г. «Мы завершаем эру ископаемого топлива», – цитирует агентство Reuters министра климата и энергетики Дании Дана Йоргенсена.
Разработка месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Дании в Северном море была объектом бурных политических дебатов с тех пор, как в 2019 г. власти страны приняли закон о сокращении выбросов углекислого газа на 70% к 2030 г. и выходе на нейтральность по этим выбросам к 2050 г. Многие специалисты указывали на невозможность такого быстрого снижения уровня выбросов без радикального сокращения добычи угеводородов.
Хотя объем добычи нефти в Дании в 2019 г. составил всего 103 000 баррелей в сутки, что в разы меньше, чем в Норвегии и Великобритании, страна является крупнейшим производителем нефти в Евросоюзе. По прогнозу министерства климата и энергетики Дании, объем добычи в 2020 г. составит 83 000 баррелей в сутки. Суммарно до полного запрета добычи в 2050 г. в стране будет добыто нефти и газа на 9–15% меньше, чем планировалось ранее, из-за чего датский бюджет недополучит $2,1 млрд.
Дания начала добычу нефти, а потом и газа в Северном море в 1972 г. Сегодня в датской части континентального шельфа работают 55 платформ, распределенных между 20 нефтяными и газовыми месторождениями. Как отмечает Financial Times, разработкой 15 из 20 датских месторождений в Северном море занимается французская компания Total. Также в регионе работают британская Ineos, американская Hess и немецкая Wintershall. Последний крупный датский нефтегазовый бизнес – подразделение логистической компании Moller-Maersk – был продан Total за $7,5 млрд в 2017 г.
Дания – не первая страна, которая обещает отказаться от добычи нефти и газа. В 2017 г. об аналогичных планах объявила Франция: запрет разведки и эксплуатации месторождений вступит в силу с 2040 г. Но если Дания производит в разы меньше Норвегии, то Франция – в разы меньше Дании: в 2019 г. объем добычи нефти в стране составил 16 400 баррелей в сутки. За последние 20 лет этот показатель, по данным входящего в министерство энергетики США Управления по энергетической информации (EIA), упал в 3 раза, а аналогичный показатель в Дании – в 6 раз.
Как отмечают аналитики, именно сокращение объемов добычи из-за истощения месторождений в Северном море может быть реальной причиной отказа Дании от эксплуатации этих месторождений. А отказ от разведки объясняется отсутствием желающих: в октябре 2020 г. от участия в восьмом раунде лицензирования отказалась Total, после чего в тендере остался лишь один кандидат.
Какой бы ни была реальная подоплека, никто не оспаривает ведущие позиции Дании в борьбе с изменением климата на планете. Помимо амбициозных целей по сокращению вредных выбросов, правительство страны намерено довести выработку электроэнергии из возобновляемых источников до 50% от общего объема к 2030 г. А 4 декабря было опубликовано официальное заявление министерства финансов Дании, согласно которому владение автомобилем с ДВС будет обходиться все дороже, а электромобилем – дешевле. В частности, дорожный налог будет исчисляться не с пробега, а с объема выбросов CO₂. Правительство рассчитывает, что количество «зеленых» автомобилей в стране вырастет до 775 000 к 2030 г. Сегодня, сообщает Reuters, по датским дорогам передвигаются 20 000 таких машин при общем парке в 2,5 млн легковых автомобилей.