Один из крупнейших производителей игристого вина возобновил производство

Владелец бренда «Лев Голицынъ» нашел поставщиков российских виноматериалов
facebook.com/spbsparklingwines
facebook.com/spbsparklingwines

Компания «Игристые вина» возобновила производство игристых вин на заводе в Санкт-Петербурге, сообщил «Ведомостям» человек, близкий к компании. Ее гендиректор Юрий Дудко это подтвердил. Работа предприятия была приостановлена 25 июня, накануне вступления в силу закона о виноградарстве и виноделии, согласно которому вина из импортных виноматериалов считаются «виноградосодержащими напитками» и должны содержать на этикетке надпись «не является вином». Компания прекратила производство, поскольку у «Игристых вин» 100% продукции производилось из импортных виноматериалов и попадание в эту категорию неминуемо привело бы к сокращению продаж, говорил Дудко.

«Игристые вина» выпускают продукцию под брендами «Лев Голицынъ», «Ленинградское» и др. Компания также производит коньяк «Бестужев», виски Forest Cat и проч. Ее основной владелец – Василий Драган.

В 2018 г. Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) оценивал долю компании в производстве игристого вина в России в 23% (более поздних данных нет). По этому показателю она занимала 2-е место в России после «Абрау-Дюрсо», доля которой составляла 26,7%.

Компания возобновляет работу, так как она договорилась с хозяйствами из Краснодарского края о поставках российских виноматериалов, объясняет Дудко. Что это за хозяйства, он не уточнил. Крупнейшие владельцы виноградников – группа «Ариант» (входящей в ее состав агрофирме «Южная» принадлежит более 8000 га), «Абрау-Дюрсо» (свыше 3500 га) и «Фанагория» (свыше 3400 га), говорит партнер консалтинговой компании Double Magnum Wine Consulting Андрей Григорьев. «Южная» и «Абрау-Дюрсо» с «Игристыми винами» не сотрудничают, уверяют их представители. «Фанагория» не продает виноматериалы другим производителям, добавляет совладелец компании Петр Романишин.

В конце прошлого года Дудко и президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов предупреждали, что из-за нового законодательства может резко сократиться производство игристых вин в России, так как российского сырья недостаточно. Впрочем, в 2020 г. закон на производство не повлияет, говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Он напоминает, что компании активно выпускали вина в первом полугодии. По данным Росалкогольрегулирования, в прошлом году в России было произведено 13,2 млн дал игристых вин, а в 2020 г., по оценке Поповича, этот показатель даже вырастет на 5–6%.

Простой пока не скажется и на продажах «Игристых вин»: в этом году еще до вступления в силу закона компания разливала вино ускоренными темпами, чтобы успеть до начала действия новых норм, рассказывает Дудко. В итоге в нынешнем году, по его словам, она планирует продать 16 млн л игристых вин, что сопоставимо с продажами в 2019 г. Также «Игристые вина» продолжат работать на российских виноматериалах и в 2021 г., говорит Дудко. Сколько именно компания будет закупать у российских поставщиков, он не уточнил. Но, по его словам, полностью заместить импортные поставки прошлых лет пока не удастся – предложение ограниченно. Повлияет ли это на производство, не известно. Дудко говорит, что, если на рынке в следующем году появится предложение отечественных виноматериалов, компания будет готова увеличить закупки.

Замещением импортных виноматериалов занимается и «Абрау-Дюрсо»: в 2020 г. она приобрела агрофирму «Юбилейная», которой принадлежит 2500 га виноградников. Имеющихся теперь у компании площадей в перспективе будет достаточно для обеспечения сырьем собственного производства, говорит ее гендиректор Владимир Масловский.

Повышенный спрос на российское сырье в этом году уже сказался на его ценах. Стоимость отечественных виноматериалов выросла вдвое – примерно до 95–120 руб./л, рассказывает Романишин. По словам Поповича, удорожание отечественных виноматериалов может привести к росту стоимости российских вин в 2021 г. Однако компании, получающие сырье с собственных виноградников, смогут этого избежать, считает он.

Импорт виноматериалов сократился в этом году в 5 раз (с начала года ввезено 2,5 млн дал), в частности, потому, что многие производители не захотели переводить продукцию в категорию «не является вином», объясняет директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. В следующем году, по его словам, будет дефицит отечественных виноматериалов для производства вина – не хватит примерно 50% до уровня 2020 г. Впрочем, даже до законодательных изменений для винодельческой продукции (вино, игристое вино, винные напитки, коньячные дистилляты) использовалось не менее 70–75 млн дал виноматериалов в год, тогда как импорт и производство обеспечивали лишь 40–45 млн дал, говорит эксперт. Возможно, на рынке, по его словам, есть виноматериалы, которые не учитываются статистикой.