«Ростех» займется производством оборудования для канатных дорог
Корпорация создает СП со швейцарской Bartholet«Ростех» создает совместное предприятие (СП) со швейцарским производителем оборудования для канатных дорог Bartholet Maschinenbau AG и пулом частных инвесторов, рассказали «Ведомостям» в госкорпорации. В капитал СП «РТ-Бартолет» войдет дочерняя структура «Ростеха» «РТ – Развитие бизнеса», ей достанется 20%, сообщил представитель госкорпорации. Еще по 40% получат «дочка» швейцарской компании и консорциум инвестбанкиров, ранее работавших в инвестиционной компании «Тройка диалог» (их имена в корпорации не уточняют). Инвестиции в проект составят около 2 млрд руб. Все документы о создании СП будут подписаны до конца года.
Предприятие по выпуску оборудования для канатного транспорта построят в столичной особой экономической зоне «Технополис», запуск первой производственной линии намечен на конец 2021 г. СП станет первым федеральным игроком на рынке канатных транспортных систем c локализованным производством в России, говорят в «Ростехе». Уровень локализации производства составит около 51%.
У Bartholet уже есть якорный проект в России. В конце 2019 г. компания вместе с партнерами – российской компанией «Московские канатные дороги» – выиграла тендер на создание и обслуживание на условиях концессии новой канатной дороги протяженностью 2,3 км между станциями «Сходненская» и «Речной вокзал». Всего в мэрию поступило пять заявок от желающих участвовать в проекте, включая компании, связанные с немецкой BPS International и австрийским производителем подъемников Doppelmayr. Канатная дорога должна быть построена к 2023 г., инвестиции составят более 3 млрд руб.
Пользоваться дорогой, по оценкам мэрии, будет до 19 000 пассажиров в сутки. Канатная дорога соединит районы Москвы Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем, и сократит время в пути между ними с 45 минут (сейчас столько занимает дорога общественным транспортом) до 7 минут.
Город по условиям концессии предоставляет участки, разрабатывает и принимает проект планировки территории. Строительство, эксплуатация, содержание и ремонт будут осуществляться за счет инвесторов. Срок концессии – 25 лет. Ранее власти обещали сделать проезд недорогим – 55 руб., заплатить можно будет картой «Тройка».
Кроме того, инвесторы рассчитывают поставлять оборудование с завода в «Технополисе» и для других проектов канатных дорог в России и СНГ, говорят в «Ростехе». Потенциальный портфель таких проектов представитель «Ростеха» оценивает в 40 млрд руб., но список потенциальных проектов не раскрывает.
Первая канатная дорога в столице была открыта в ноябре 2018 г., она связала олимпийский комплекс «Лужники» с Воробьевыми горами. В основном ее используют туристы. В Москве обсуждаются и другие варианты канатных дорог – например, ранее такой вид транспорта планировался на ВДНХ. В прошлом году в департаменте транспорта Москвы заявляли, что рассматривают для строительства канатных дорог более 30 мест в городе, а заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов планировал за 4–5 лет построить 30–40 км канатных дорог. В департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы сказали «Ведомостям», что канатные дороги – перспективный вид транспорта и сегодня столичные власти прорабатывают возможность создания еще нескольких «канаток» в разных районах города. Для них нужно меньше земли при строительстве, чем для автодорог; другие преимущества – экологичность, бесшумность, короткие сроки строительства и низкие эксплуатационные расходы, добавил представитель департамента.
Собеседник «Ведомостей», близкий к столичной мэрии, подтверждает, что в Москве в ближайшие несколько лет планируется реализовать несколько проектов канатных дорог в разных районах города. По его словам, такая возможность рассматривается там, где естественные преграды (например, реки) затрудняют транспортное сообщение между районами. Поэтому новые канатные дороги рассматриваются мэрией именно как вид общественного транспорта, а не как рекреационный объект, добавляет он.
При этом и многие другие регионы страны уже заявили об интересе к канатным дорогам. К примеру, создание канатной дороги планируется в Ярославской области, а в конце 2020 г. начнется строительство канатной дороги через Амур – из Благовещенска в китайский город Хэйхэ.
Российским горнолыжным курортам тоже со временем потребуется обновление, замечает собеседник «Ведомостей», участвующий в проектах создания канатных дорог. Практически все крупнейшие мировые производители канатных дорог, включая компании Leitner, Bartholet, Doppelmayr, уже выразили интерес к работе на российском рынке, добавляет он. По его словам, реализации долгосрочных планов по развитию канатных дорог не помешает даже то, что посещаемость существующих канатных дорог временно просела на фоне эпидемии коронавируса.