Максимальная плата за проезд по новому мосту на Ямале превышает 370 000 рублей

Мост построен для нефтяников, а у них деньги есть, считают эксперты
Компаниям не нравится не столько тариф за проезд по мосту, сколько его безальтернативность
Компаниям не нравится не столько тариф за проезд по мосту, сколько его безальтернативность / Пресс служба губернатора ЯНАО / ТАСС

Открывшийся в октябре новый мост через реку Пур вблизи Уренгоя в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) вызвал недовольство дальнобойщиков и транспортных компаний, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух крупных перевозчиков. Причина в необычайно высокой стоимости перевозки грузов, а также в закрытии всех альтернативных способов проезда, объяснил сотрудник одной из компаний.

Протяженность моста всего 1 км. За проезд легковых автомобилей по нему плата не взимается, мост соединяет с региональной дорожной сетью жителей отдаленных районов, в которых проживает 30 000 человек, говорит человек, близкий к региональному правительству. Однако один проезд грузового автомобиля предельной массой свыше 80 т, даже если он не везет груз, обойдется более чем в 185 000 руб., следует из тарифов, опубликованных на официальном сайте моста. За обратный путь по мосту придется заплатить столько же.

Но и эти тарифы не предел – они учитывают скидку, которая введена на три месяца, с 16 ноября по 16 февраля. Без нее, согласно действующим тарифам, стоимость одного проезда для большегрузов достигает 370 370 руб. Скидка, по словам представителя регионального правительства, была предоставлена потому, что мост построен раньше, чем планировалось: концессионное соглашение предусматривало ввод моста с взиманием платы за проезд лишь с 31 марта 2021 г. Немногим дешевле (со скидкой) обойдется проезд по мосту через Пур для любого транспортного средства от 60 т: для транспорта допустимой массой 70–80 т – 148 000 руб., свыше 60 т – 111 000 руб. Цена проезда для обычного грузового транспорта – десятки тысяч рублей. Большегрузы везут одежду, продукты и оборудование для нефтяников, говорит сотрудник одной из транспортных компаний. По его словам, расходы по транспортировке несет грузоотправитель. А при транспортировке потребительских товаров они ложатся на конечных потребителей.

На строительство моста и подъездной дороги инвестор потратил два года и около 10 млрд руб., концессионное соглашение о строительстве моста регион подписал с Региональной инфраструктурной компанией (РИК). Она на 64% принадлежит компании «Мостострой-11», ее крупнейшими акционерами, по данным СПАРК, являются ПАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга (25%) и Николай Руссу (более 14%). Еще 26% в проекте строительства моста принадлежит структурам ВТБ, а 10% – «Мостдорстрою». Срок концессии – 15 лет.

Всего за 13 лет платной эксплуатации концессионер рассчитывает получить плановый доход от сбора платы в размере 27 млрд руб., следует из приложения к концессионному соглашению. При недоборе выручки инвестору доплатит регион. В сутки по мосту проезжает в среднем более 2500 автомобилей, 70% из них – грузовой транспорт, сообщали региональные СМИ.

Даже со скидками стоимость проезда грузовика по мосту через Пур гораздо выше, чем по другим новым платным мостам в России. К примеру, максимальная стоимость одного проезда по платным мостам через Каму и Буй, которые были построены по концессии структурой ВТБ (стоимость строительства – около 15 млрд руб., срок концессии – 15 лет), не превышает 2240 руб.

Проезд по еще не построенному мосту через Лену в сложных климатических условиях Якутии обойдется в 269 руб. для грузовиков и фур (в ценах 2015 г., стоимость ежегодно индексируется), сказано в концессионном соглашении на этот объект. 

Впрочем, по словам представителя одной из логистических компаний, протест у перевозчиков вызывают не столько тарифы проезда по мосту через Пур, сколько отсутствие альтернативы. Прежде в зимнее время работала ледовая переправа, а в летнее – понтонный мост и в целом проезд обходился дешевле. Теперь альтернативных переправ не будет, утверждает сотрудник одного из перевозчиков и подтверждает собеседник «Ведомостей», близкий к администрации региона. Понтонный мост признан несанкционированным, говорит собеседник. Работавшая несколько лет назад еще одна альтернативная понтонной круглогодичная переправа через Пур – баржевый мост, позволявший провозить грузы массой до 200 т, был признан незаконным в 2017 г. и ликвидирован с участием полиции, сообщали региональные СМИ и «Новая газета».

Хотя расценки на проезд по понтонному мосту были еще выше (для автотранспорта свыше 60 т цена превышала 478 000 руб., приводит данные из прейскуранта представитель регионального правительства), реальная оплата была ниже. При ее расчете учитывался фактический вес автомобиля с грузом, к тому же компании платили за проезд не по прейскуранту, а «серым налом», «кто сколько», рассказывают собеседники «Ведомостей». По факту стоимость проезда после строительства нового моста резко выросла.

Обычно автомобили предельной массой свыше 80 т транспортируют проектные, негабаритные грузы, которые используются для разработки месторождений. Например, так перевозится спецтехника – трубоукладчики, краны, буровое оборудование и т. д., перечисляет руководитель бизнес-юнита Первой экспедиторской компании Сергей Сафонинков. Мост стратегически важен для освоения нефтегазовых месторождений Тазовской губы, говорит Сафонинков. Неподалеку от моста очень много месторождений – и действующих, и перспективных: Находкинское, Южно-Русское и Заполярное «Газпрома», Русское «Роснефти», Тазовское, Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское «Газпром нефти», Пякяхинское «Лукойла», Северо-Русское и Яро-Яхинское «Новатэка», перечисляет директор корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. К примеру, запуск Тазовского и Северо-Русского месторождений запланирован в 2021 г. Но с точки зрения загрузки моста не так важно, запущено месторождение или только готовится к запуску, добавляет Танурков: бурение на действующем месторождении идет постоянно, компании потребляют много грузов. Представители «Газпрома», «Газпром нефти», «Роснефти», «Лукойла» и «Новатэка» не ответили на запрос «Ведомостей».

Новый мост построен без бюджетного финансирования, полностью за счет частных инвестиций, помог обеспечить беспрерывное транспортное сообщение, регион рассчитывает, что мост окупится за счет платы за проезд грузового транспорта компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК), комментирует представитель правительства ЯНАО. Тарифы были установлены после консультаций с бизнесом – представителями нефтегазового сектора и перевозчиками, говорит представитель ВТБ. По словам представителя РИК, распределение тарифов по категориям пропорционально прейскуранту, действовавшему на понтонном мосту.

Стоимость проезда по мосту выше, чем по ледовой переправе зимой, но важно, что мост – круглогодичное решение, проезд для легковых автомобилей и спасательных служб будет бесплатным, отмечает кантри-менеджер компании AsstrA Даниил Чертов. Тарифы на тяжеловесные транспортные средства установлены запретительные и это позволит снизить риски для конструкций моста, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В целом стоимость выглядит высокой, но это объясняется спецификой объекта, ориентированного на предприятия ТЭКа, говорит он.

Вся мировая практика платных дорог построена на доходах от большого трафика легковых автомобилей, а здесь случай нерядовой: мост построен для доставки грузов коммерческих компаний, которые, как правило, способны сами принимать решение о пользовании мостом. Но для этого они должны иметь возможность пользоваться и прежними методами доставки оборудования, говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. А для социально значимых перевозок – например, поставок продуктов питания – разумно ввести скидки, добавляет он. За период действия временных скидок после анализа трафика компания разработает систему скидок, возможно и введение абонементов, не исключает представитель РИК.

В подготовке материала участвовала Анна Подлинова