Операторы наружной рекламы просят о поддержке

Они ждут закона об отсрочке по платежам за конструкции
До пандемии 40–47% выручки небольших и средних операторов наружной рекламы уходили на платежи за право на установку и эксплуатацию конструкций
До пандемии 40–47% выручки небольших и средних операторов наружной рекламы уходили на платежи за право на установку и эксплуатацию конструкций / Евгений Разумный / Ведомости

Ассоциация рекламораспространителей Московской области (АРМО) обратилась к Михаилу Мишустину с просьбой ускорить принятие законопроекта № 102969 об отсрочке по платежам за право установки и эксплуатации рекламных конструкций. Письмо было направлено 19 октября (копия есть у «Ведомостей»), а 3 ноября аппарат правительства направил обращение АРМО в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), знает источник «Ведомостей».

Законопроект № 102969 антимонопольного ведомства был опубликован на regulation.gov в июне. Ранее, в мае, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился в правительство с просьбой поддержать отрасль наружной рекламы, ставшую одной из наиболее пострадавших во время пандемии коронавируса. «Законопроект прошел общественные слушания, получил положительные отзывы, но не попал в правительство по непонятным причинам», – сообщает АРМО в письме Мишустину.

Служба выполнила поручение премьера и рассмотрела обращение АРМО, подтвердил «Ведомостям» через пресс-секретаря заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, законопроект № 102969 в настоящее время внесен в правительство.

АРМО создана в 2015 г., по собственным данным ассоциации, ее члены контролируют около 85% рекламного инвентаря в Подмосковье.

Местные власти в основном отказываются предоставлять операторам наружной рекламы отсрочку по платежам. 4 апреля правительство выпустило распоряжение № 670, посвященное мерам господдержки предприятий и отраслей в период действия мер повышенной готовности (введены 1 апреля 2020 г.). В рамках этих мер платежи компаний именно за аренду госимущества были перенесены до 31 декабря 2021 г. Однако согласно ст. 19 закона «О рекламе» земельный участок, на котором устанавливается рекламная конструкция, остается в распоряжении собственника: операторы наружной рекламы заключают договоры только на установку и эксплуатацию самих конструкций, не подразумевающие аренду земельного участка.

29%

такой спад зафиксирован за девять месяцев 2020 г. в наружной рекламе (до 18,7–18,9 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., оценила Ассоциация коммуникационных агентств России. При этом весь рекламный рынок показал отрицательную динамику на уровне -8%. Коммерческая загрузка по рекламным форматам в сентябре 2020 г. по сравнению с сентябрем 2019 г. упала по России на 26% – с 66 до 49% – и на 50% по Москве – с 60 до 30%, подсчитали в AdMetrix

Такие договоры можно рассматривать как разновидность договора аренды, но доказывать, что такая трактовка верна, предпринимателям в каждом случае пришлось бы через суд, рассуждает президент АРМО Григорий Петров. «В муниципалитетах нет желающих брать на себя ответственность. В ходе очередных проверок подобные меры по поддержке бизнеса могут быть квалифицированы как превышение служебных полномочий», – говорит он.

В своем законопроекте ФАС предлагает скорректировать принятый 1 апреля 2020 г. 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Служба предлагает наделить операторов наружной рекламы правом требовать от государственного или муниципального собственника земли подписания дополнительного соглашения об отсрочке платежей. Соглашение должно заключаться в течение 30 дней с момента обращения. Подобное требование возможно лишь в отношении тех договоров, которые были заключены по итогам торгов и до введения субъектом Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Антимонопольное ведомство также оговаривает, что размер платы по договорам может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 г. Кроме того, владелец рекламоносителя вправе потребовать уменьшения платы за период 2020 г., если установка и эксплуатация конструкции невозможна из-за режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

До пандемии 40–47% выручки небольших и средних операторов наружной рекламы уходили на платежи за право на установку и эксплуатацию конструкций, утверждает Петров. После того как в марте загрузка и цены на размещение упали, показатель вырос до 80–85%. «Еще 11–12% выручки уходит на зарплату, и денег на обслуживание конструкций почти не остается, особенно у малых рекламораспространителей, – говорит он. – Сейчас в российской наружной рекламе нет компаний, работающих выше точки безубыточности, наружка стала дотационной для ее владельцев».

Количество игроков наружной рекламы в Москве и части Московской области в сентябре 2020 г. по сравнению с сентябрем прошлого года сократилось почти на четверть – с 78 до 60 компаний, следует из данных измерителя рынка наружной рекламы AdMetrix. Всего в сентября в стране насчитывалось 617 игроков наружной рекламы, по данным мониторинга Admetrix в 50 городах России.

Пока рынок ждет поддержки на федеральном уровне, московские власти уже пошли навстречу операторам, напоминает представитель Russ Outdoor. В конце мая столичная мэрия зачла в качестве платы за шесть месяцев 2020 г. (II–III кварталы) обеспечительные платежи за последний год эксплуатации конструкций, которые операторы внесли по итогам аукционов 2013–2014 гг. (договоры заключались на 10 лет). Решение по зачету платежей в IV квартале 2020 г. пока не принято, уточнили в департаменте рекламы и СМИ Москвы. По данным ведомства, совокупный платеж городу в 2020 г. должен был бы составить 3,5 млрд руб.

Помимо Москвы различные льготы по платежам в 2020 г. операторам предоставили только Ярославль, Улан-Удэ, Первоуральск, Находка и Одинцовский район Московской области, сетует Петров. В масштабах страны отрасль наружной рекламы фактически не признана пострадавшей и не получила системной поддержки в период ограничений, признает представитель компании Gallery.