Рыбодобытчики на Севере приостанавливают промысел из-за претензий ФСБ
Это может привести к проблемам с поставками свежей рыбы в европейскую часть страныПогрануправление ФСБ России по Западному арктическому району с начала ноября составило 32 акта осмотра рыболовных судов, в которых указало на признаки нарушения закона о рыболовстве, рассказал «Ведомостям» руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Пограничники считают, что выловленную по прибрежной квоте треску и пикшу нельзя потрошить на борту судна, а следует привозить в порт в неизменном виде. Согласно Кодексу об административных правонарушениях за нарушение закона предусмотрен штраф в размере 200–300% от стоимости доставленной в порт рыбы. Из-за угрозы таких санкций судовладельцы начали останавливать промысел, говорит Балашов. Об этих проблемах также известно и в Росрыболовстве, сказал его представитель. Запрос в ФСБ остался без ответа.
С 1 января 2019 года в Закон о рыболовстве были внесены изменения. Раньше закон прямо прописывал, в каких случаях добытые при осуществлении прибрежного рыболовства биоресурсы могут быть переработаны прямо на судне. Теперь же говорится так: «произведенная из таких уловов на судах продукция» должны быть доставлены в российский порт «в живом, свежем и охлажденном виде». С одной стороны, такие формулировки говорят, что обработка продукции в море допускается, говорит замдиректора УК «Норебо» (крупнейший российский рыбодобытчик) Сергей Сенников. С другой стороны, прямо об этом не говорится, рассуждает Сенников. Следовательно, рыба, которую выпотрошили и обезглавили, может быть признана незаконной.
Почему ФСБ обратила на это внимание только в этом году, непонятно, говорит Сенников. «Норебо» получила от погрануправления акты уже на три судна, по одному из них возбуждено административное дело. «Северная морская мануфактура» и «Арктикхолдинг» тоже получили такие акты, сказали их представители.
Абсурдность ситуации в том, что выгружать в порту рыбу в неразделанном виде тоже нельзя: это противоречит ГОСТам и техническим регламентам и такая рыба не может использоваться для пищевых целей, говорит Сенников. Из-за риска штрафов и возбуждения других дел компания приостановила промысел по прибрежной квоте. «Северная морская мануфактура» занимается исключительно прибрежным промыслом и из-за риска получить штрафы компания тоже рассматривает возможность приостановки добычи, сказал ее директор Николай Гаркуша. Выполнить требования пограничников можно, лишь полностью остановив промысел, соглашается федеральный чиновник.
В год по прибрежной квоте добывается около 50 000 т трески и пикши в Баренцевом море, ее годовые продажи составляют более 7 млрд руб., говорит Балашов. Именно эта продукция обеспечивает свежей рыбой европейскую часть России. Из-за остановки промысла около 20% этой рыбы в этом году не будет добыто и не поступит на переработку и в продажу, сказал он. По тем судам, которые уже прибыли в порт и получили акты от погранслужбы, штрафы могут составить свыше 550 млн руб., подсчитал Балашов. Прибрежным промыслом чаще всего занимаются небольшие компании и для них административные санкции грозят разорением, говорит директор «Арктикхолдинга» Олег Савостьянов.
По словам Сенникова, пока проблема касается только Северного рыбохозяйственного бассейна. На Дальнем Востоке таких случаев нет: стандарты основных видов добываемой там рыбы (например, минтая и сельди) позволяют привозить ее в неразделанном виде, объясняет он.
В конце октября вопрос уже обсуждался на совещании в Совете Федерации, напоминает первый замруководителя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. Профильная рабочая группа сейчас ждет от Росрыболовства информацию о том, какие поправки необходимо внести в закон, чтобы уловы в море можно было обрабатывать в случаях, когда это необходимо. В дальнейшем члены Совета Федерации внесут их в Госдуму, говорит Митин. Сейчас уточняются формулировки к поправкам, сказал представитель Росрыболовства.