Холдинг Мордашова создал маркетплейс для промышленников
Но привлечь на онлайн-площадку для закупок крупные компании будет трудноГорно-металлургическая компания (ГМК) «Северсталь» Алексея Мордашова в начале ноября запустила в тестовом режиме проект Industrial Procurement Hub (IPH, Центр промышленных закупок) – онлайн-площадку для закупки товаров, ориентированную на компании промышленного сектора, рассказали «Ведомостям» в ГМК.
Сервисом помимо самой «Северстали» уже пользуются «Силовые машины», группа «Свеза» и золотодобывающая Nordgold, входящие в «Севергрупп» Мордашова. Но компания планирует привлечь на площадку и сторонние промышленные холдинги. Некоторые из них по итогам опроса уже подтвердили интерес к переходу на маркетплейс, говорят в «Северстали» (не раскрывая, с кем велись переговоры). Суммарный объем закупок на первом этапе составит более 10 млрд руб. в год, прогнозирует компания, из них сама «Северсталь» будет осуществлять закупки через платформу на 1 млрд руб.
Маркетплейс создается под b2b-сектор для товаров в категориях tail spend (нестратегические закупки). К ним, например, относят контрольно-измерительные приборы, инструменты, строительные материалы, кабель, электротехнические устройства и др.
Сегодня с этой категорией товаров возникает целый ряд проблем, поясняют в компании: процесс закупок очень долгий (занимает 35–90 дней), цены для корпораций высокие из-за отсутствия конкуренции и прозрачности, а поставщиков необходимо долго проверять. По замыслу создателей IPH маркетплейс для промпредприятий позволит решить эти проблемы и сэкономит клиентам 5−20% на закупках, а также упростит бизнес-процессы. Монетизировать проект компания намерена за счет комиссии за сделку порядка 0,1% от ее общей суммы, которую должен будет заплатить поставщик, размещающий свои товары на маркетплейсе. С закупщиков деньги за пользование площадкой брать не планируют. Сейчас проект на 100% принадлежит «Северстали», но в будущем металлургическая компания допускает снижение своей доли вплоть до миноритарной.
Магнитогорский металлургический комбинат в ноябре планирует запустить маркетплейс для своих предприятий на базе облачного решения Oracle Self Service Procurement Cloud, поэтому в проекте IPH не заинтересован, сказал «Ведомостям» представитель компании.
В сентябре о запуске внутреннего маркетплейса для предприятий группы объявлял Evraz. В металлургическом холдинге отмечали, что онлайн-магазин, на тот момент насчитывавший около 300 000 позиций, позволяет ускорить закупку и доставку товара в цеха, минуя центральный и промежуточный склады. В группе НЛМК говорят, что повышают эффективность нестратегических закупок с помощью электронной системы. «Она позволяет создавать и собирать на одной интернет-платформе соответствующие индивидуальным требованиям компании каталоги поставщиков продукции. Удобный интерфейс, кастомизированный ассортимент, конструкторы договоров и бесшовная интеграция с ERP-системой обеспечивают снижение операционных затрат на 20–40%», – отметил представитель НЛМК.
В других крупных металлургических холдингах, включая «Металлоинвест», Evraz и проч., не предоставили комментариев. В ГК «Ростех» сообщили «Ведомостям», что проводят закупки через собственный агрегатор торговли «Березка», в котором аккредитовано 55 000 поставщиков. В 2019–2020 гг. через эту онлайн-площадку было проведено более 8000 закупочных сессий на 1,2 млрд руб. При этом общая экономия при проведении закупок составила почти 9% от первоначальной цены, отметили в госкорпорации.
Представитель группы Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ, принадлежит Газпромбанку) сказал «Ведомостям», что все закупки для предприятий осуществляются на тендерной основе централизованно через электронную торговую площадку Газпромбанка. Необходимости менять торговую площадку у ОМЗ сегодня нет, но промышленный маркетплейс может быть интересен для реализации собственных остатков и неликвида, отмечают в компании. По оценкам старшего директора АКРА Максима Худалова, электронная торговая площадка Газпромбанка, которой пользуются «Газпром» и принадлежащие ему структуры, позволяет экономить на закупках до 25% от стоимости лота. Свои электронные площадки для закупок есть и у других корпораций, таких как «Росатом», «Уралвагонзавод» и проч., добавил он.
«За последние два года можно наблюдать резкий рост количества маркетплейсов в совершенно разных отраслях – от химической промышленности до съедобных подарков, – отмечает гендиректор OMNI Solutions Ефим Алдухов. – Но 99% таких проектов обречены на провал». Эксперт поясняет, что маркетплейс является гораздо более сложной бизнес-моделью, чем классическая онлайн-торговля, и требует серьезного финансирования и экспертизы. В розничной торговле почти все проекты по модели маркетплейса будут сводиться к доступу к максимально дешевому и большому объему трафика покупателей. И здесь конкурировать с лидерами рынка, такими как Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress, невозможно, считает он. Однако маркетплейс, ориентированный на промышленную и оптовую торговлю, по его мнению, может оказаться «перспективным и жизнеспособным направлением бизнеса». Его ключевыми клиентами могут стать предприятия малого и среднего бизнеса, которым не нужно проводить тендеры, полагает Алдухов.
Маркетплейс «Северстали» может заинтересовать также и крупные компании, а подход к развитию торговой площадки как к отдельному бизнесу позволит сделать ее существенно более гибкой и клиентоориентированной, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, несмотря на большое количество коммерческих тендерных площадок, проблема слабой конкуренции и длительных сроков заключения договоров остается нерешенной и «Северсталь» предложила интересную альтернативу для закупок. Алдухов добавляет, что запуск маркетплейса в любой категории приводит к усилению конкуренции и повышению качества продукции за счет возможности покупателей быстро сравнивать товары по ценам и отзывам. Так, с появлением и ростом «Яндекс.Маркета» маржинальность продавцов в сегменте электроники упала с 10–20 до 3–5%, напомнил эксперт.