Бизнес сообщил о перебоях с поставками обуви и парфюмерии

Они начались после введения обязательной маркировки этой группы товаров, рассказали представители компаний
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Импортеры, дистрибуторы и ритейлеры сталкиваются с задержками в поставках обуви и парфюмерии после введения системы обязательной маркировки этой продукции, рассказали «Ведомостям» представители шести компаний. Маркировка обуви стала обязательной с 1 июля 2020 года, парфюмерии – с 1 октября.

«Сбои происходят постоянно», – говорит владелец Zenden Group (бренды обуви Zenden, Thomas Munz и Mascotte) Андрей Павлов. На их устранение уходит время, скорость движения товаров сильно замедлилась, говорит он. Часть продукции не успевает попасть на полку к сезону, констатирует бизнесмен. «Система часто зависает, передача данных не всегда проходит корректно, в результате мы нарушаем сроки поставки товаров», – подтверждает собеседник «Ведомостей» в другом крупном российском производителе обуви.

У компании Nike возникли проблемы с вводом в оборот детской спортивной обуви: на каждую партию система требовала указания в коде номера разрешительного документа (сертификата или декларации соответствия), но для такой продукции он не обязателен, описывает одну из проблем директор по взаимодействию с органами власти и корпоративным вопросам российского офиса Nike Дмитрий Вишняков. Чтобы ее исправить, оператору потребовалось несколько недель. Товар не смог вовремя дойти до потребителя и многие поставщики пропустили важный сезон продаж перед 1 сентября и понесли убытки, говорит Вишняков.

При этом представитель оператора системы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), напротив, говорит, что в системе маркировки не было ни одного сбоя с 1 июля – то есть с тех пор, как система стала обязательной для обуви. Компании сами наносят коды на свою продукцию. Если коды сформированы корректно, то проблема с чтением кодов невозможна, уверяет он. Однако нельзя исключать случаи, когда сама компания преобразовала и напечатала коды с ошибками, из-за чего и возникли сложности при сканировании, говорит он. Ситуации с детской обувью не существует: после того как летом компании попросили сделать сертификат соответствия необязательным, в системе это было сразу реализовано, говорит представитель ЦРПТ.

На рынке парфюмерии тоже есть проблемы, рассказал «Ведомостям» директор подразделения Global Supply Chain логистической компании FM Logistic (обслуживает около 70% парфюмерной отрасли России) Алексей Мисаилов. По его словам, сбои возникают при поставках от импортеров к дистрибуторам и от них в торговые сети. Это связано с тем, что участники цепочки поставок используют разное оборудование и IT-решения. Оборудование ритейлеров зачастую не может прочитать коды поступившего товара, хотя он уже может находиться на их складе. Из-за этого задержки в поставках составляют от 5 до 14 дней, говорит Мисаилов. По его словам, в начале октября ошибки были при поставках 85–90% товаров, сейчас – 50%. Большинство ритейлеров заранее сделали запасы, поэтому пока на их ассортимент это не повлияло, говорит Мисаилов. Информацию о задержках поставок парфюмерии подтвердил «Ведомостям» директор юридического департамента дистрибутора «Градиент» Илья Дмитриев, а также сотрудник крупного импортера парфюмерии и ритейлера. По мнению Мисаилова, дополнительные расходы на логистику и большие инвестиции в IT-инфраструктуру в связи с внедрением системы участники рынка вынуждены будут в дальнейшем включить в себестоимость, что скажется и на цене продукции.

Сложившуюся на рынке парфюмерии ситуацию Мисаилов связывает с тем, что сейчас продолжаются проверка и тестирование новых процессов, поскольку из-за пандемии COVID-19 ранее они почти на полгода были приостановлены. Ухудшает ситуацию и то, что сейчас высокий сезон и очень активно идут поставки парфюмерии, добавляет он. Представитель «Л’Этуаль» отказался от комментариев, запросы в «Рив гош» и «Подружку» остались без ответа. Представитель «Магнита» заявил, что поставки идут штатно. Представитель Федеральной таможенной службы сообщил, что таможня своевременно обрабатывает поступающие декларации на обувь и парфюмерию. Партии выпускаются в установленные сроки – до 4 часов.

Ранее о похожих проблемах после введения маркировки сообщали представители аптечных сетей, дистрибуторов и фармпроизводителей: возникали проблемы как с приемкой лекарств, так и с продажей конечному потребителю. В итоге Минпромторг разрешил рознице работать в уведомительном режиме, т. е. продавать лекарства потребителю, не дожидаясь ответа системы.

Cоздание в России системы маркировки одобрено еще в конце 2017 г. Оператором стал ЦРПТ, который на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого. Цель системы – обеспечить прослеживаемость движения товаров и снизить оборот нелегальной продукции. В России уже стала обязательной маркировка сигарет, шуб, лекарств, парфюмерии, обуви и т. д. К 2024 г. она должна распространиться на все товары, в том числе на молочные продукты, питьевую воду, пиво и т. д.

На этапе ввода новых систем часто можно наблюдать сбои и неполадки, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Отчасти это может быть связано с тем, что систему недостаточно протестировал ее оператор, и она не справляется с большой нагрузкой. Также виноваты могут быть и участники рынка: они могут вовремя не установить оборудование и не протестировать необходимые процессы. Представитель Минпромторга не ответил на запрос.