Дептранс Москвы соберет данные обо всех водителях такси
Передачу таких сведений для агрегаторов и таксопарков сделают обязательной с ноябряТаксопарки, агрегаторы такси и диспетчерские службы, осуществляющие деятельность на территории Москвы и Московской области, с ноября 2020 г. будут обязаны ежедневно передавать данные о водителях в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (ЕРНИС), оператором которой является Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Это следует из приказа руководителя департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова. Документ подписан 25 сентября, «Ведомости» ознакомились с его содержанием.
Согласно приказу, участники рынка такси должны будут в режиме онлайн передавать в ЕРНИС следующие данные о водителях: ФИО, дату и место рождения, место жительства и место трудоустройства, стаж вождения, серию и номер водительского удостоверения и информацию о том, в какой стране оно получено. Также обязательными для передачи становятся номера разрешения на работу в такси, регистрационные номера автомобилей, данные полисов ОСАГО и сведения о прохождении техосмотров машин и медосмотров водителей.
В дептрансе Москвы необходимость сбора данных о водителях объяснили требованиями безопасности. «Ежедневно такси перевозят более 900 000 пассажиров, что составляет свыше 330 млн пассажиров в год. Мы считаем, что за рулем такси должен быть профессионал, и безопасность каждого пассажира для нас вопрос принципиальной важности», – сообщили «Ведомостям» в департаменте, уточнив, что таксомоторную деятельность в Москве осуществляют около 1000 юридических лиц и около 12 000 индивидуальных предпринимателей. «Нам важно понимать, кто находится за рулем конкретного автомобиля в конкретный момент. А везет пассажира конкретный водитель. К сожалению, агрегатор интернет-заказов не занимается в должной мере контролем за тем, сколько водитель работал, действует ли у него водительское удостоверение, есть ли страховка, защищающая пассажира, не разыскивают ли его правоохранительные органы, не поддельные ли у него документы», – пояснили «Ведомостям» в департаменте, заверив, что данные о пассажирах и об их поездках «никуда не будут передаваться, они останутся обезличенными».
В пресс-службах «Яндекс.Такси» и «Ситимобила» не стали комментировать приказ дептранса. В «Яндекс.Такси» лишь отметили, что идея расширения перечня передаваемых данных требует внимательного изучения на предмет соответствия федеральному законодательству. В Gett на запрос «Ведомостей» на момент публикации материала не ответили.
Конфликт Wheely и дептранса
В начале августа 2020 г. Мещанский районный суд Москвы приостановил работу сервиса Wheely на три месяца. Поводом стал отказ сервиса предоставить данные о передвижении своих автомобилей в ЦОДД. Как считают в компании, московский дептранс незаконно внес в локальные приказы это требование на фоне ужесточения мер в связи с коронавирусом. Ранее это требование распространялось только на сервисы заказа такси, к которым формально Wheely не относится. После решения суда сервис переоформил свою основную деятельность на зарегистрированную в Британии компанию Wheely Technologies и продолжает работать в Москве. Как сообщал дептранс, «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett уже передают данные о геолокации в ЦОДД.
А представитель компании «Максим» сообщил, что агрегатор такси уже передает данные о госномерах автомобилей, выданных на них разрешениях на деятельность такси и маршрутах поездок. «Другие данные мы передавать не готовы. Во многих случаях их невозможно собрать. Например, не всегда можно знать, какого водителя таксопарк посадил за руль в конкретный момент времени, данные о нем таксопарк может не передать сервису. Соответственно, у нас может просто не быть той информации, которую потребует система, или она может быть неактуальной», – говорит представитель «Максима».
В сервисе «Везет» сообщили, что передают властям только обезличенную информацию о работе перевозчиков: номер автомобиля, трек поездки и т. п. «При рассмотрении инициативы по увеличению объема передаваемых данных властям следует уделить особое внимание защите персональных данных перевозчиков. Ни для кого не секрет, что они сливаются мошенникам и всяким колл-центрам», – говорит представитель сервиса.
Московские агрегаторы такси сейчас не передают в ЕРНИС данные о водителях, сказал «Ведомостям» сотрудник агрегатора такси. По его словам, предоставляются только сведения о машинах: каждому номеру автомобиля присваивается определенный ID, который вместе со статусом заказа («свободен»/«занят») и маршрутом движения этого автомобиля направляется в ЦОДД. Другой собеседник «Ведомостей» в одном из сервисов заказа такси говорит, что помимо этой информации агрегатор передает идентификатор водителя в системе, т. е. данные о водителе в обезличенном виде.
В компании «Максим» ожидают, что новые требования увеличат затраты компании на сбор и обработку информации о контрагентах – для этого потребуется нанять новых сотрудников и закупить оборудование. Это может привести к увеличению стоимости поездок для пассажиров, сказал представитель компании.
Цены для пользователей вряд ли вырастут, возражает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Но агрегаторы, вероятно, будут вынуждены установить дополнительный контроль, в том числе биометрическую идентификацию водителей, поскольку могут быть «введены штрафы за передачу заказа водителям, чьих данных не окажется в системе». Эксперт добавил, что принципиально цифровой профиль водителя нужен, но его создание должно быть регламентировано федеральным, а не региональным законодательством.
Как сообщил «Ведомостям» руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус, решение о передаче новых данных было принято в рамках деятельности антитеррористической комиссии Москвы. «Создание полноценного цифрового профиля таксиста сделает поездки по Москве безопаснее. Передача данных исключит возможность подключать к перевозке, например, злостных нарушителей ПДД», – сказал Швагерус. Он отметил, что таким образом дептранс решает проблему с компаниями, которые до сих пор не передавали запрашиваемые данные, как, например, сервис заказа премиальных автомобилей Wheely. Эксперт добавил, что новые требования – это основа для закрепления экспериментального правового режима регулирования деятельности такси, который вводится с 28 января 2021 г. по закону 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ».
Глава комитета Московской ТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автотранспортом Богдан Коношенко сказал «Ведомостям», что сегодня некоторые данные о водителях уже передаются агрегаторами в ЕРНИС, но лишь в добровольном порядке. В МТПП инициативу департамента транспорта сделать такую передачу обязательной поддерживают. Информация о стаже и актуальности водительского удостоверения, количестве отработанного подряд времени – гарантия качества услуги и безопасности на дороге, отметил Коношенко.
Правительство Москвы ранее уже предпринимало попытки получить подробную информацию о работе такси. В 2017 г. вышло постановление, обязывающее сервисы по заказу такси передавать властям сведения о местоположении машин и номера разрешений на перевозки (выдаются на автомобиль). В сентябре 2019 г. мэр Москвы Сергей Собянин подписал новое постановление, значительно расширяющее перечень обязательной для передачи в департамент транспорта информации, среди которой уже тогда значились и некоторые персональные данные таксистов (ФИО, номер водительского удостоверения, стаж). Однако по факту предписания о передаче персональных данных водителей сегодня не выполняются, сказал «Ведомостям» сотрудник агрегатора и подтвердил собеседник, близкий к столичной мэрии.
В компаниях, занимающихся организацией перевозок, считают, что положения документа нарушают федеральный закон о персональных данных, говорит один из собеседников. И добавляет, что далеко не все сведения, перечисленные в постановлении Собянина и приказе Ликсутова, собираются агрегаторами.