Авиакомпании недовольны приоритетом «Аэрофлота» в полетах за рубеж
Рейсы во многие открытые после пандемии страны разрешены только национальному перевозчикуВо вторую очередь открытых для авиасообщения стран попали Казахстан (только город Нур-Султан), Киргизия (Бишкек), Белоруссия (Минск) и Южная Корея (Сеул). Правительство разрешило рейсы в первые три города с 21 сентября, в Сеул – с 27 сентября. Немногим ранее, с 9 сентября, были разрешены рейсы в Египет (Каир), ОАЭ (Дубай) и на Мальдивы (Мале). Но количество полетов ограничено: в каждый из этих городов разрешено летать от одного до трех раз в неделю. До пандемии коронавируса во все эти города только «Аэрофлот» из Москвы летал минимум семь раз в неделю, плюс по всем направлениям (кроме Мале и Каира) летали и другие российские авиакомпании – из Москвы и других российских городов. Для полетов в каждый город авиакомпании ранее получали назначения от межведомственной комиссии при Минтрансе. Одной-трех частот в неделю на реализацию коммерческих прав всех перевозчиков не хватит.
«В ситуации, когда между пунктами на территории РФ и указанных стран более одного назначенного перевозчика, остается открытым вопрос, какая именно авиакомпания будет осуществлять полеты с разрешенной частотой», – говорится в письме президента авиакомпании Utair Павла Пермякова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну. «Ведомости» ознакомились с отправленным 24 сентября письмом, его подлинность подтвердил человек, близкий к руководству АЭВТ, которая является ведущим российским отраслевым объединением авиакомпаний.
«Просим оказать содействие в получении у авиационных властей Российской Федерации механизма утверждения перевозчика для выполнения перелетов в подобных случаях», – завершает письмо Пермяков. Все разрешенные правительством частоты – не только в Мале и Каир – задействовал на своих рейсах из Москвы «Аэрофлот». Более в Нур-Султан, Минск, Сеул и Дубай никто не полетел. Хотя ранее туда летали S7 Airlines, Utair, «Уральские авиалинии» и «Победа». Росавиация не сообщала, каким образом распределила разрешенные правительством частоты.
В августе были разрешены полеты без ограничений в Танзанию, Лондон и Турцию, а также раз в неделю – в Женеву. В Турцию полетели все крупные российские авиакомпании. В Лондон и до COVID из российских авиакомпаний летал только «Аэрофлот», коммерческие права на полеты в Женеву также имел лишь «Аэрофлот» – он возобновил полеты в эти города. А Танзания никого не заинтересовала.
Для возобновления международных рейсов авиакомпании нужно разрешение Росавиации, именно регулятор принимает решение, кому отдать частоты, говорят два человека, близких к «Аэрофлоту», и два собеседника в других авиакомпаниях. Но почему именно «Аэрофлоту»? Сотрудники двух авиакомпаний уверяют, что такое решение согласовано с оперативным антиковидным штабом, которым руководит вице-премьер Татьяна Голикова.
Оперативным штабом принято решение о возобновлении авиасообщения с рядом стран, дальнейшие решения о том, какие авиакомпании будут выполнять рейсы, принимает Росавиация без согласования со штабом, говорит представитель Голиковой. Представитель Росавиации от комментариев отказался.
Международные рейсы с такой низкой частотой (1–3 раза в неделю) в несколько городов большой привлекательности для авиакомпании не имеют, сказал сотрудник крупной авиакомпании. Но сами по себе эти единичные ограниченные рейсы на таких востребованных направлениях, как Бишкек, Нур-Султан, Минск, очень прибыльны – нужен справедливый механизм их распределения, не согласен сотрудник другого крупного перевозчика. Иначе одна компания неконкурентным образом получает прибыль, добавляет он.
«Такие единичные рейсы для конкуренции роли не играют. Когда авиасообщение только восстанавливается, вполне логично, что первыми на линии между странами становятся национальные перевозчики. В Россию из открытых стран тоже летают национальные перевозчики. «Аэрофлот» помимо перевозки пассажиров выполняет и другие функции – например, возит дипломатическую почту», – объясняет собеседник в «Аэрофлоте».
Представители «Аэрофлота», S7 и Utair на запросы «Ведомостей» не ответили.
«Аэрофлот» в период эпидемии получил беспрецедентную поддержку от государства: ему уже в мае выплатили из бюджета 7,89 млрд руб. компенсации за потерю трафика – всем остальным авиакомпаниям досталось менее 7 млрд руб. с растяжкой выплат до сентября; также правительство разрешило «Аэрофлоту» провести допэмиссию, которую выкупит в том числе Росимущество, госбанк ВТБ и суверенный фонд России РФПИ.